Азербайджанская армия морально к войне не готова

Вся агитационная пропаганда нынешнего руководства Азербайджана о “непобедимости” своих вооруженных сил и их боевой мощи, не что иное, как блеф для внутреннего потребления с целью сохранения власти и финансовых источников. Поэтому чем больше вооружается Азербайджан, тем более становится закрытой от населения республики и внутриполитическим орудием в руках клана, управляющего страной. Об этом свидетельствуют вопиющие инциденты в вооруженных силах республики, а также умалчивание или ложная информация о потерях среди военных, часто не по служебным причинам, а в результате неуставных отношений. Направляя значительную часть бюджета республики на вооружение и модернизацию вооруженных сил, азербайджанские руководство пренебрегает главными постулатами прав человека, закрывает вооруженные структуры от гражданского общества. Кроме того, со временем вооруженные силы Азербайджана превратились не только в эффективное оружие для внутриполитической борьбы, но и сырьевым придатком господствующего клана. В значительной мере этим объясняется любовь азагитпропа к копанию в чужом мусоре, тем самым пытаясь оправдать себя и скрыть свои недостатки.

Таковой вооруженные силы были со времени своего создания. Как бы пропаганда Ильхама Алиева – историка ни старалась связать свою государственность с Сефевидским или Каджарским Ираном, остается фактом, что азербайджанская государственность и вооруженные силы зародились усилиями Турции, ставшие возможными только в результате развала Российской империи. И не случайно, что царское правительство запрещало закавказским туркам – кавказским татарам (термин “азербайджанец” возник только в конце 1930-х годов) вооружаться, так как ген кочевника превращал в банду любой их вооруженный отряд. С помощью своих собратьев – турок, оккупировавших значительную часть Закавказья в 1918 году, местным тюркским националистам удалось создать аморфную республику и ее вооруженные силы.

Однако новая армия переняла не достижение военного искусства европейских стран, а янычарскую стратегию и психологию, основанные на внезапных рейдах, насилии, грабеже и страхе. И одним из первых “подвигов” новосозданной “азербайджанской армии” стало вероломное нападение и истребление около 20 тысяч русских солдат, эвакуируемых из Бакинской губернии, а также в участие в кровавых вакханалиях, устроенных после падения Баку турецкой военщиной, жертвами которых стало армянское, русское и еврейское население города. В 1919 году “азербайджанская армия” показала себя в Карабахе, где вырезала армянское население города Шуши. Благодаря своей находчивости и хитрости, тюрские националисты не только смогли сохранить свою власть, согласившись на советизацию, но и шантажировать большевистское руководство возвращением к прежним порядкам и союзом с врагами Советской России. Этим они смогли добиться не только передачи Арцаха – Карабаха, но и постепенного его расчленения и ликвидации связи с остальной Арменией, превращения в анклав.
Современная Азербайджанская республика также была создана на насилии и на попрании всех законов и прав. В отличие от Армении и Нагорного Карабаха, которые вышли из состава СССР согласно нормам союзной конституции, Азербайджан пошел путем шантажа, мятежа, под попустительством тогдашнего руководства Советского Союза и зарубежных партнеров. Некоторые “герои” “борьбы за независимость”, покоящиеся в Аллее шахидов, были всего лишь мародерами и насильниками, убитыми советскими солдатами во время подавления беспорядков и погромов армян 1990-го года. Некоторые из них были участниками погромов армян в Сумгаите. Многие из нынешнего руководства ВС республики сделали свою карьеру и нарастили богатство также на крови местного армянского населения. Даже Ходжалинская трагедия – дело рук тех же националистов, которые ради своих политических амбиций и стремлению к власти организовали бойню иммигрировавших из Средней Азии и расселенных здесь турков – месхетинцев. В этом признается свергнутый ими же президент Аяз Муталибов, свидетельствуют не только иностранные, но и местные журналисты. Один из них – Чингиз Мустафаев погиб при невыясненных до сегодняшнего дня обстоятельствах за то, что заснял акты мародерства и членовредительства трупов, совершенных азерскими бандами. Азербайджанская армия не стеснялась использовать оружие массового поражения против гражданского населения Степанакерта и других населенных пунктов Нагорного Карабаха, поправ Женевскую конвенцию – зверски убивать стариков, женщин и детей взятых селений, как это было в поселке Марага. Более того, азербайджанское военное руководство не гнушается подвергать пыткам пленных армян, доводя даже со смерти, как это было с Кареном Погосяном, а возвращенные после проводимых многие месяца при посредничестве Международного Красного креста переговоров пленные либо находятся в тяжелом состоянии, либо скончались по состоянию здоровья.

На сегодняшний день руководство республики использует армию для отмывания денег и бюджетных средств, приставляя населению страны, что деньги идут на повышение боевой способности и модернизацию. По предварительным данным Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО), в минувшем году Азербайджан приобрел вооружения на сумму 1 млрд. 257 млн долл. и по объему этих закупок занял 15-е место в мире. ЦАМТО также констатирует, что за последние четыре года Баку направил на закупку боевых единиц 3 млрд. 375 млн. долл. Эти цифры более или менее соответствуют официальным показателям, которые регулярно обнародуют в самой республике. Причем демонстрация этих показателей, всегда сопровождается воинствующей риторикой в отношении Армении. На самом деле – лишь часть бюджетных средств доходит до адресата, а милитаристские заявления – лишь ширма для подобных махинаций и пояснения для чего необходимо огромные бюджетные средства направлять не на социальные программы, а на укрепление обороноспособности страны. Для подтверждения этой риторики, в зоне конфликта периодически проводятся военные учения с демонстрацией нового вооружения, что, в свою очередь, противоречат достигнутым с Арменией договоренностям и Уставу ООН. Тем не менее, августовские события подтвердили, что в Баку попытались доказать боеспособность азербайджанской армии под началом нового министра обороны Закира Гасанова в условиях поставки крупной партии оружия. В итоге все убедились, что азербайджанская армия та же, что и в 1994 году, а военная риторика объясняет, для чего необходимо огромные бюджетные средства направлять не на социальные программы, а на “укрепление обороноспособности страны”.

“Открытость” азербайджанской армии еще раз была поставлена под сомнение сводками с зоны конфликта во время августовских событий текущего года. Дезинформация достигла максимального предела , когда свои потери в Баку решили подать за армянские. И еще месяц азербайджанские СМИ писали о “происшествиях”, чтоб хотя бы как то смягчить внутриполитическую обстановку и, распределив потери, придти к итоговой цифре. В данном случае – агитпроп сработал удовлетворительно, все же удалось скрить потери в несколько десятков солдат и афицеров. Однако не все СМИ молчат о пороках национальной армии, хоть их и приглушают.

По публикациям местных СМИ становится ясно, что азербайджанская армия вобрала в себя худшее из советской армии – дедовщину, высокий уровень коррупции и отмывание денег. Уже не первый год общественность страны сотрясают кое-как проходимые сквозь крепкую стену агитпропа сообщения о самоубийствах, сексуальных насилиях. В 2009 году жертвой насилия стал целый взвод – 28 человек. Руководитель азербайджанского общественного объединения «Офицеры в отставке и в запасе» Яшар Джафарли в 2013 году не только подтвердил факты подобного преступления, но и заявил, что практика «офицерских изнасилований» имеет широкое применение. Начальник же пресс-службы Министерства обороны Азербайджана полковник-лейтенант Эльдар Сабироглу, в свою очередь, по данному поводу цинично заявил: «Это не насилие, просто от хорошего питания у молодых ребят увеличивается количество тестостерона в крови. То есть, случаи сексуального насилия в вооруженных силах Азербайджана являются красноречивым свидетельством хорошего питания наших солдат. Обратите внимание, среди армянских воинов молодых не насилуют. Это является первейшим признаком того, что армянские воины голодают». Таким образом, на официальном уровне уголовное преступление было в очередной раз узаконено. А чему удивляться после того, как президент Азербайджана не только экстрадировал из Венгрии Рамиля Сафарова – убийцу армянского офицера Гургена Маргаряна, но и помиловал его – вручив квартиру и удостоив почестей.
Понятна причина высокого уровня коррумпированности – отсутствие закона.  По сообщениям СМИ, за оформление недельного отпуска военнослужащим требуется заплатить 50-100 манат (60-120 долларов). Если солдат использует отпуск для участия в свадьбе брата или сестры, праздновании дня рождения и в других праздничных мероприятиях, то размер взятки может достигать до 150 манат. С 2007 года в армии Азербайджана господствует «тарифный план» перевода военнослужащих с одной службы на другую. В данном случае размер взимаемой суммы зависит от обязанностей и ответственности солдата. К примеру, для перевода в медицинский пункт от военного азербайджанской армии требуется 2000-3000 манат, в штаб – 1500-2000 манат, в связисты – 1500 манат, в продуктовый отдел – 1200-1500 манат и так далее.

Однако азербайджанская армия является также сырьем для донорских органов. В 2012 году вопреки официальной версии Минобороны Азербайджана о том, что солдат 31 июля покончил самоубийством,  его родители убеждены, что их сына убили с целью продажи его внутренних органов. Экспертиза, проведенная спустя 39 дней после похорон, позволила установить, что у солдата отсутствуют почки, сердце и печень. Проживающий во французском городе Тулуз бывший военнослужащий азербайджанской армии Рагим Намазов через прессу рассказал, что торговля органами солдат – основной бизнес военного прокурора Нахичеванской Автономной Республики Яшара Гасанова, который является близким родственником самопровозглашенного «хана» автономии, бывшего главы верховного меджлиса Васифа Талыбова и генерал-лейтенанта Керема Мустафаева.
Сегодняшняя армия Азербайджана – тюрьма для автохтонных народов республики. На линию соприкосновения армянских и азербайджанских вооруженных сил на самые опасные участки посылают служить представителей национальных меньшинств, в то время как привилегированный этнос этой закавказской микроимперии предпочитает либо служить в столице и притолочных районах, либо вообще не служить. В то же время – в стране высокая степень ксенофобии, расизма, в первую очередь – по отношению к армянам и всему, что связано с армянами. И если в Армении некоторые общественные деятели иногда инициируют фестивали азербайджанского кино, то в Азербайджане бесцеремонно уничтожаются все памятники материальной культуры армян, чему свидетельство – уничтожение армянского кладбища в Джульфе. Кроме того, территориальные претензии Баку не ограничиваются НКР. Президент – историк убежден, что исконной азербайджанской землей являются не только Нагорный Карабах, но и вся территория нынешней Армении. Территориальные претензии у Азербайджана имеются также к Ирану и России.

Сами азербайджанцы признаются, что рассказы об их военном превосходстве над противником – это для “лохтората”. Азербайджанская армия – это территория беззакония и беспредела. Дедовщина и коррупция стали образом жизни. Армия морально к новой войне не готова. Не готова к ней и власть. У Баку в отношении Москвы царит нескрываемый ужас. В августе 2008-го года, после грузинской войны, Ильхам Алиев был первой главой государства, который промчался в Москву, на поклон. Кроме того – возобновление боевых действий ставит жирную точку над бойкой торговлей энергоресурсами. Под ударом может оказаться святая святых клана Алиевых – трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан. Нынешний азербайджанский режим может согласиться на многое, лишь бы не уменьшить поток краденых нефтедолларов. И наконец, азербайджанская власть не уверена в возможности победы. В Баку понимают, что новая война, если она начнется, будет несравнимо более затяжной и гораздо более кровопролитной, чем кампания 1991-1994 гг. В случае наступления азербайджанская армия будет ходить по трупам товарищей, и если наступление захлебнется и властям придется отвечать за поражение.

Баграт МОВСЕСЯН

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում