Битва за лаваш, или О чем поет чебуречный рамильсафаров

Битва за лаваш, или О чем поет чебуречный рамильсафаров

Включение традиции выпечки хлеба в виде тонкой лепешки – лаваша – в репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО от Армении вот уже вторую неделю остается одной из самых обсуждаемых тем русскоязычного (и не только) сектора интернета.

Искренне радуются и грудью готовы биться за это наследие мои соотечественники-армяне, как будто не окажись наш лаваш в этом списке, тут же остынут все армянские тониры, и наши женщины перестанут класть на стол этот неотъемлемый атрибут армянской кухни. Невероятная перспектива, в особенности в свете начала «хашного сезона».

Искренне горюют и посыпают головы пеплом от такой вселенской несправедливости анатолийские и закавказские турки. Скажу больше: с мазутных берегов Каспия вот уже неделю доносится тоскливо-заунывный звериный вой.

Я уже высказывался по этому вопросу не раз, и не два. Повторюсь еще раз: ЮНЕСКО уже давно превратилась в организацию, в которую геноцидальная парочка культурологических стервятников и гробокопателей – Турция и Азербайджан – исправно отслюнявливают свое сомнительное бабло. Помимо щедрых вливаний в саму организацию, грабители и разбойники не жалеют денег и на ее сопутствующие проекты: то ремонт школы для девочек где-нибудь в Пакистане профинансируют, то ассоциацию украинских геев на содержание возьмут. Лишь бы хоть как-то узаконить свое пребывание в нашем регионе и закрепить последствия всех форм геноцида в отношении его коренных народов. И список «культурного наследия» геноцидальной парочки, полностью принадлежащего уничтоженным или ограбленным ими нациям и народам, растет как на дрожжах, причем с завидной регулярностью. Все просто: как говорится, кто девушку ужинает, то ее и танцует.

Да что там мы, армяне. По части ЮНЕСКО список нематериального культурного наследия Греции – этой великой и древнейшей мировой цивилизации – состоит… всего из одного наименования – средиземноморской диеты, да и то разделенной с Испанией, Италией и Марокко. Список наследия Италии – еще одной великой и не менее древней цивилизации – из трех наименований: сицилийского театра марионеток «Òpra dî Pupi», сардинских пасторальных песен (cantu a tenore) и все той же разделенной на всех средиземноморской диеты. Вот и всё!

Зато геноцидальная Турция, разрушившая и уничтожившая на своей территории тысячи и тысячи культурных свидетельств армянского, греческого, византийского и ромейского присутствия, представлена в нем сразу 8 наименованиями. А турецкий выкидыш Азербайджан, появившийся на свет в начале прошлого века, уже успел «загрузить» в эти списки 7 номенклатур культурного наследия. Причем все начиная с 2009 года. То есть, в среднем, по одной в год. Вот вам очередной готовый рекорд для Книги Гиннеса. Вернее, скорее антирекорд. Да и турецкий список пополнился, в основном, начиная с 2009 года. Все объясняется банально просто: именно в 2009 году на пост генерального директора ЮНЕСКО заступила дочь одного из руководителей коммунистической партии Болгарии, секретаря ЦК БКП и главного редактора передовой газеты болгарских коммунистов «Работническо дело» Георгия Бокова, почетный доктор МГИМО (приве-е-ет, Ильхамчик!) Ирина Бокова. А золотозубые культурологи просто быстренько нашли к ней правильный подход…

***

Неким катализатором «лавашной» истерии в СМИ и соцсетях стало «открытое письмо азербайджанскому народу» за авторством широко известного в узких кругах Сталика Гусейн оглы Ханкишиева – ошпоза из Узбекистана.

У любого «оглы», даже слегка очеловечившегося, и даже получившего некоторую медийную популярность в России, при слове «армяне» тут же переклинивает единственную извилину в башке, и он инстинктивно хватается за топор. Но за неимением в поле досягаемости спящего армянина, Сталик решил вонзить топор в армянскую кухню и героически бросился в неравную битву с армянским лавашем, или, как он сам говорит, «взвалил на себя эту ношу». Именно поэтому подзаголовком своего письма Сталик выбрал высокотолерантную фразу «Армения – родина собак».

«Линия фронта уже давно проходит не только по границам оккупированных земель, она проходит через нашу культуру, через нашу историю и даже через нашу кулинарию», – взывает к соплеменникам чуречный рамильсафаров и лагманный илькинмурадов.

«Спрашивается, что придумали армяне? Да ничего! Они пользуются теми же самыми технологиями, что и десятки других народов, – продолжает воинственный кулинар и кулинарный вояка. – Я готов к диспуту о происхождении любых блюд, постоянно приглашаю армянских оппонентов к серьезному и вдумчивому разговору на тему той же долмы и хаша, но никто из них не готов к такому разговору».

Сетует он и в своем высококалорийном аккаунте в Живом Журнале:

«Ну что за манера взялась в последнее время присваивать все одной маленькой нации и ставить на всю еду, данную от Бога, свои национальные пометки?» И тут же подкладывает разомлевшему от его жирных пловов российскому обывателю салатик с названием «Сары гялин». Под «азербайджанский дудук», разумеется.

А вот в интервью российскому каналу НТВ говорить про «линию фронта» с «одной маленькой нацией» Сталику не с руки, здесь нужно, соблюдая субординацию, играть в миролюбивого кебабчи. Здесь он, выдавая себя за нейтрального «узбека» и обложившись тарами и кеманчами, радушно улыбаясь, деловито рассказывает об уйгурских тондырах, турецких саджах и, разумеется, о лаваше – от Ливана до Индии.

Я, конечно, готов бы поверить, что кочевые предки Сталика, во главе с Чингиз-ханом, ввезли с собой на лошадях в наш регион и пшеничные поля, и мельничные жернова, и переносные тониры, и виноградную лозу в горшках, чтобы впоследствии заворачивать в виноградный лист долму, а заодно одарили нас и всеми другими блюдами, известными человечеству. А армяне, которые «ничего не придумали», все время до их появления, воздев руки к небу, питались святым духом. Вот только пшеница и другие крупы, в изобилии представленные в армянской кухне, присущи именно оседлым народам. Как и виноград, одним из центров происхождения которого является именно Армянское нагорье. Да что там говорить, если в тех же Питере и Москве, чтобы купить тонкий лаваш, нужно обязательно добавить слово «армянский», иначе рискуешь вместо лаваша получить от продавца узбекскую лепешку.

Но вернемся к «открытому письму» Ханкишиева.

«Я написал статью о восточных музыкальных инструментах, где наглядно, с документами в руках показал, как широко распространен дудук, который армяне тоже успели внести в список ЮНЕСКО. Один человек армянской национальности стал спорить со мной. Самое трудное для меня состояло в том, чтобы призвать его спорить без оскорблений, ссылаясь на документы в независимых источниках и на логические доказательства».

Знаете, самый простой способ отличить человека, действительно ищущего справедливости, от демагога и пропагандистского болтуна – это его последовательность. Последовательность во всем. В списке «азербайджанского культурного наследия» ЮНЕСКО фигурируют мугам, новруз, искусство ашугов, ковроткачество, искусство игры на таре, верховая игра човган и ношение женского головного платка. И что, арабы не поют макам, иранцы – дастгах, а таджики – шашмаком? Что, иранцы, курды, таджики, пуштуны, узбеки, туркмены, казахи, уйгуры, киргизы, татары, башкиры, чуваши, албанцы и другие народы не празднуют Новый год по солнечному календарю? Что, у иранцев, лезгин, талышей и других народов региона нет ашугов, или у армян нет искусства тех же гусанов? Что, иранцы, таджики и узбеки не играют в човган? Что, больше нигде в мире не ткут ковры, не играют на таре, а женщины не носят на голове платок? Однако все эти годы чебуречному борцу за справедливость и в голову не пришло применить свои «логические доказательства» и воззвать к соплеменникам с призывом перестать тащить в свою мазутную нору общее наследие народов региона. Поэтому искренности в его дешевой патетике – ни на грош.


Армянская миниатюра XIII века

Да он, собственно, и сам не скрывает, для чего была нужна вся эта фальшивая патетика. Поскольку основной посыл его «письма» вовсе не в лаваше.

«Есть вопросы и посерьезней. В магазинах России все чаще появляются продукты, на этикетках которых написано «Маде ин Арцах». Это что такое, понимаете? Неужели Нагорный Карабах уже переименован в Арцах и признан Россией в качестве государства, торгового партнера? Если нет, то я хочу спросить азербайджанцев, которые работают юристами: вам не стыдно? Это нашу Родину обворовывают, а вы молчите?»

В соцсети facebook шурпачи комплексует еще меньше, и тут у него полный набор пропаганды закавказских турок – «азербайджанцев»: ходжалу-моджалу и прочая развесистая клюква и лапша на уши. Здесь же толпой пасется целое стадо азербайджанских пропагандистов всех цветов спектра, от только начинающих интернет-рамильсафаровых до небезызвестного киберпатриота Вуги Сеидова, который в приватных беседах называет родную мазутную лужу не иначе как «параша» и «гетверан-хана».

Любопытно, что долгие десятилетия об «обворованной родине» Сталик ни то что не заикался – даже не вспоминал. И пока, к примеру, руководитель нашего портала Левон Мелик-Шахназарян, оставив налаженный быт в том же Узбекистане, с оружием в руках защищал Арцах от звериных соплеменников бешбармачного воина, сам Ханкишиев, блаженно урча, погружал свои грибковые ногти в курдючный жир узбекского плова.

Тем временем, крик души элитного кашевара с топором достиг ушей соплеменников с мазутных берегов. Некто по имени Дуньямалы Нуршараф (уж не знаю, женщина это или мужчина – П.), настолько вдохновился/лась, что бросился/лась «будить заспавшегося льва».

«Родина – это святое», – восклицает Дуньямалы и ударяется в размышления о землях, «богатой культуре» и «носителях генов славных сынов этой земли». Однако к концу повествования оптимизм автора постепенно сходит на нет и, в конце концов, приводит к закономерному потоку вопросов: «Кстати, кто мы – этнос, народ или нация? Может мы не этнос вовсе? Наши мифы оспаривают другие тюркские народы, образ жизни представителей отдельных слоев населения сильно отличается, а с религиозной направленностью вообще творится что-то непонятное?..»

***

Вполне допускаю, что стряпня в одночасье политизировавшегося шаурмэна может быть съедобной. Вот только человек он – дерьмо – такая маленькая, но очень вонючая лужица, о чем говорят многие из тех, кто не пел ему дифирамбы и был оскорблен в привате этим рыцарем черпака и чебурека. Так что даже манную кашу в его исполнении я бы есть побрезговал. И уж тем более, куда кочевнику, пусть и напялившему европейский пиджак, до блюд армянской кухни. В настоящий армянский хаш крошат сухой лаваш, а едят горцы это блюдо руками под крепчайшую домашнюю водку. А не в трусах, натрезво, ложкой, да еще и закусывая непонятной лепешкой. Садись, Ханкишиев, двойка.

 

ПАНДУХТ
Voskanapat.info

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում