«Очевидец»: ее спас хурджин. Воспоминания и завет 102-летней очевидицы Геноцида

«Очевидец»: ее спас хурджин. Воспоминания и завет 102-летней очевидицы Геноцида

Спецпроект «Очевидец», которому уже около 2 лет, представляет свидетельства последних очевидцев Геноцида армян 1915 года. На этот раз творческая группа «Арменпресс» выехала в Котайк.
В Нижнем Птгни мы нашли в одном весьма своеобразном доме Херсик Матевосян, которая родилась в 1913 году в Игдире. Она перебралась сюда вместе с младшим сыном Арменом 10 лет назад, до этого они жили в Ереване. 102-летняя женщина рассказывала своему сыну, который и передал нам, что в 1915 году ей было всего 2 года. «Ее поместили в хурджин, в котором ее и понесли. Очевидно, они шли не через реку Аракс, а через мост»,- передает слова матери Армен.

Во время исхода Херсик Матевосян была сосвоей матерью Тигрануи и с младшим братом Гургеном, которому был всего год. Армен не исключает, что с ними были и другие родственники, однако ему об этом неизвестно.

Историческая справка

Игдир был поселковым городом в губернии Сурмалу. Игдир находится на 40 км юго-западнее Еревана, на правом берегу реки Аракс. В конце 19-го века там жили 550 армянских семей и 70 – турецких. В начале 20-го века в Игдире жили около 10.000 армян. Часть предков этих армян приехали сюда в 1829 году из Персии (Хой, Салмаст). В 1920 году турки заняли Игдир, в 1921 году по Карсскому договору вся губерния Сурмалу отошла к Турции.

В Игдире родились известные армянские интеллигенты, ученые, искусствоведы, например – художник Эдуард Исабекян, офтальмолог Айк Канаянц, основатель Национальной библиотеки Ардвар Канаян, генерал Драстамат Канаян – Дро.

По дорогам исхода семья Херсик Матевосян дошла до Эчмиадзина, затем в село Арбат Масисского района. Она начала ходить в школу в Ерване, затем окончила Политехнический институт в Ереване. Армен с гордостью говорит о том, что его матери, в отличие от многих беженцев, удалось получить высшее образование.

«После института она начала работать в райсовете Орджоникидзевского района Еревана главным инженером. Мать – образованная женщина, очень трудолюбивая, часто домашние дела она делал поздней ночью – варила обед, подметала»,- говорит Армен.

Ему неизвестны особые детали бегства из Игдира, кроме того, что мать была в хурджине, однако в полушутку он говорит, что наверно в хурджинв она была наиболее свободной и защищенной из семьи. Годы спустя, Херсик Матевосян выходит замуж за Манвела, который был родом из Вана, у них было 3 детей.

Немногое им досталось с исторической родины, однако вкус и запах родной стороны Херсик Матевосян передала через приготовленный ею «Имам-баялды». Сын говорит, что, несмотря на возрастные изменения памяти и слуха, мать всегда интересуется политикой, следит за внутриполитическими развитиями, вплоть до сегодняшнего дня.

Во дворе дома, где мы беседовали, были и другие жители – кроме хозяев. Лаяла собака с инидийским именем Зита, замечаниями которой прерывалиь мысли Херсик Матевосян и наша просьба к ней передать свой завет людям.

«Чтобы исчезло слово война и не сушествовало более никогда. Чтобы все государства сошлись воедино и не было бы в мире другого слова, кроме слова Мир. Хочу, чтобы молодежь и такие старики, какмы, не видели войны, чтобы во всем мире был Мир. Чтобы руководители стран наконец поняли, что наивысшая ценность на земле – это молодежь, творящая добро, все остальное – ложные ценности»,- говорит женщина, которой более века.

В этой семье, с трудом добывающей свое пропитание, скромно умолчали о своих проблемах, однако и невооруженным глазом было видно, что они нуждаются во всех нас.

С 23-го апреля 2013 года информационное агентство начало выпуск спецпроекта «Очевидец» – первая история. Проект представляет воспоминания очевидцев Геноцида, которых с каждым днем остается все меньше.

Подготовили Татевик Григорян и Ани Назарян

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում