Эрмитаж или монетный двор?

Посольство или частная лавочка?

26- 29 сентября в Государственном Эрмитаже проходит II Международная конференция по восточной нумизматике ЭCON II. Однако чисто научное, казалось бы, мероприятие, еще не начавшись, ознаменовалось скандалом. Причем скандал был инициирован из Баку, где фальсификация фактов и маниакальное стремление к азербайджанизации культурно-исторического наследия региона давно являются главным делом научных учреждений этой страны, патронируемым на самом высоком уровне. Можно поздравить Академию наук и власти Азербайджана с очередным успехом нахрапистой и беспрецедентной по хамству политики, в действиях которых, впрочем, ничего нового и неожиданного нет. Претензии, и весьма резкие, уже высказываются и еще прозвучат в адрес руководства российского музея и Посольства РА в РФ.

Согласно программе, сегдня, 29 сентября, на конференции будет представлен доклад московского и казанского ученых – А. Акопяна и П. Петрова соответственно, который изначально назывался “Монетное дело Восточной Армении (Ереван, Нахичеван, Карабах, Гянджа) (1747-1827)”. В Баку это название восприняли в штыки, возмутились и настрочили официальный протест от имени Национального музея истории. В послании выражено негодование по поводу того, что Ереван, Нахиджеван и Карабах упоминаются в качестве территорий, входящих в Восточную Армению, а монеты, находившиеся в обращении в этот период, названы армянскими, а не азербайджанскими. И хотя авторы протестного послания незнакомы с содержанием доклада, это не мешает им априори назвать работу российских ученых “антинаучной и провокационной”, связать научный доклад с карабахским конфликтом и обвинить А. Акопяна и П. Петрова в “усилении конфронтации” и “выдвижении очередных притязаний на историю и территорию Азербайджана”.

К возмущению и негодованию азербайджанских “ученых”, давно проявляющих агрессивную нетерпимость ко всему, что имеет отношение к армянской истории, культуре и искусству, нам не привыкать – наука в этой стране давно стала всего лишь придатком к государственной политике армянофобии. Тем не менее организаторы конференции в Эрмитаже немедленно удовлетворили протест, в результате термин “Восточная Армения” был убран из доклада. И название его звучит теперь так: “Монетное дело Ереванского, Нахичеванского, Гянджинского и Карабахского ханств в 1747–1827 гг.”

В интервью RUSARMINFO президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов охарактеризовал этот факт как очередной пример наступательной политики Баку, которая приносит плоды, несмотря на отсутствие юридической основы. “Конечно, Баку не имел право официально запрашивать изменения названия или запрета доклада, но это политика Азербайджана. Он проводит ее в наступательном стиле, и ему часто удается таким образом оказать влияние на разные организации и ведомства. Это не первый подобный случай, таких множество”, – сказал Крылов, добавив, что подобную активность Баку можно было легко предотвратить активизацией действий со стороны Посольства Армении.

По словам политолога, “посольство не проявляет никакой активности в своей деятельности, оно не оказывает противодействия инициативам Азербайджана. “Армянской дипломатии определенно надо пересмотреть методы своей работы в плане активизации, дабы не допускать подобных инцидентов”, – считает Крылов, отмечая также, что решение об изменении названия зависит от конкретных людей и здесь зачастую основную роль играют их положение и личные связи.

Что касается “личных связей”, отметим, что директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский многими нитями тесно связан с Арменией. Сын известного ученого, арменоведа и археолога-востоковеда Рипсиме Джанполадян, Пиотровский является иностранным членом НАН РА, кавалером ордена Святого Месропа Маштоца и ордена Григория Просветителя ААЦ, обладателем золотой медали ЕГУ. А звание почетного доктора РАУ было присуждено ему “за высокий профессионализм, проявленный на всех направлениях деятельности”. Остается лишь гадать, какую степень профессионализма проявил Михаил Пиотровский на сей раз, пойдя на поводу у азербайджанских “ученых” и поспешно распорядившись убрать из названия доклада словосочетание “Восточная Армения”. Причем без каких-либо объяснений.

С другой стороны, не приходится сомневаться в том, что решение было обусловлено исключительно политическими соображениями, поскольку любой грамотный специалист может без труда доказать абсурдность претензий Баку. Что, кстати, и было сделано в статье Станислава Тарасова “Услышав звон монет: Баку атакует Эрмитаж. Азербайджан вновь спотыкается об “исторические камни”. Политический аспект налицо как в данном случае, так и во всех остальных, связанных с Арменией и Азербайджаном, вне зависимости от сферы – будь то наука, культура, спорт и т. д. Нет сомнений и в том, что руку – и весьма активно – приложило Посольство АР в России. Была ли пущена в ход в этом “монетном деле” печально известная икорная дипломатия Баку или дело ограничилось лишь указанием сверху – уже не суть важно. Помимо чисто научного аспекта, неприглядного и недостойного поведения руководства Эрмитажа, для нас важнее очередное проявление полного бездействия Посольства Армении и безразличия его сотрудников во главе с послом практически ко всему, что происходит в России и связано с Арменией.

О деятельности, вернее, бездеятельности армянской дипмиссии в Москве, которая длится уже долгие годы при всех послах, – хотя, надо признать, при О. Есаяне недопустимое и опасное бездействие достигло своего апогея, – говорится давно, много, но безрезультатно. Мы не станем вновь сыпать соль на эту наглядную внешнеполитическую “рану”, плоды которой для Армении весьма болезненны. Приведем лишь один факт – в доказательство слов Крылова о том, что “можно было легко предотвратить активизацией действий со стороны посольства”. Год назад Британский музей принял решение переименовать зал “Древнейшая Турция” в “Анатолия и Урарту”.

Автором инициативы выступила Зепюр Батикян – лицо неофициальное. После успеха молодая девушка поблагодарила за поддержку светлой памяти бывшего посла РА в Великобритании Карине Казинян, Министерство культуры, армянских и британских историков, простых людей, которые помогли собрать 12 тысяч подписей под требованием о переименовании.

Комментарии излишни. Подчеркнем лишь, что речь идет о Великобритании – стране, дружественность которой в отношении Армении уж во всяком случае нельзя сравнивать с Россией. И о Британском музее, консервативность которого удалось преодолеть, по сути дела, общественными усилиями: научный подход и вопрос репутации возобладали над безусловно имевшимся политическим аспектом. По своей авторитетности в мире Государственный Эрмитаж России наверняка не уступает Британскому музею. Но случай с монетами невольно заставляет думать, что даже угроза высокой научной репутации, к сожалению, не стала помехой для принятия позорного решения в угоду политическим амбициям больных на голову людей.

P.S. Согласно сведениям “ГА”, в связи с этим безобразным скандалом три академических института Национальной Академии наук Армении – Институт истории, Институт востоковедения и Институт археологии и этнографии – готовят совместный протест на имя генерального директора Государственного Эрмитажа России Михаила Пиотровского.

Марина ГРИГОРЯН

Голос Армении

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում