Станет ли когда-нибудь 1 марта Днем толерантности?

Трагедия пятилетней давности, в результате которой погибли 8 гражданских лиц и двое военнослужащих, продолжает омрачать первый день весны. Из года в год о событиях 2008 года говорят политики, правозащитники, простые люди. “1 марта — следствие политической недальновидности каждого из нас. Виноваты мы все”, “Мы не можем абстрагироваться, “перевернуть страницу” до тех пор, пока не будет дана юридическая оценка случившемуся”… Политических заявлений в избытке. Впрочем, эмоциональных тоже. Как и пять лет назад, мучает вопрос: как такое могло произойти с нами?! Ответов множество, но ни одна версия не кажется предельно исчерпывающей.

Истина, наверное, все же в том, что нам не хватило толерантности. Если денно и нощно разжигать в народе ненависть и злобу, играть на чувствах людей, можно вольно или невольно подвести ситуацию к опасной черте. Поствыборные страсти 2008-го разделили народ на “своих” и “врагов”. Возникла “стена” непонимания, отчуждения.

Именно об этом говорил в своей инаугурационной речи президент. “Мы не должны размежевываться, ставить преграды между различными слоями населения, не должны быть недоступными друг для друга”, — сказал тогда, вступая в должность, Серж Саргсян. Обращаясь к гражданам, отдавшим свои голоса другим кандидатам, он подчеркнуто заявил: “Вы могли не голосовать за меня, но я не вправе не быть вашим президентом. Даже если между нами есть стена недопонимания, призываю ее разрушить”. Призыв этот не остался на словах: за эти годы отношения между обществом и властью заметно потеплели. Возможно, и по этой причине тоже акции протеста, устраиваемые экс-кандидатом в президенты Раффи Ованнисяном, не накаляют страстей. Народ стал поспокойней, да и для политиков Левон Тер-Петросян, особенно образца 2008 года — явно не пример для подражания.

…”В Армении должен быть положен конец периоду политических потрясений. Мы — сторонники мирного политического процесса”, — заявил в преддверии 1 марта пресс-секретарь правящей Республиканской партии, вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов, отметив, что ни одному государству не удавалось обеспечить развитие путем потрясений.

Поклялся не допустить потрясений и протестующий на Площади Свободы лидер партии “Наследие” Раффи Ованнисян. “Мы клянемся перед памятью жертв, что не допустим повторения этих событий”, — сказал он.

Память жертв почтили возложением цветов к памятнику Мясникяна и литургией в ереванской церкви Сурб Саркис. Кстати, Тер-Петросяна среди собравшихся его соратников не было. Похоже, он уже привык отсиживаться 1 марта дома. Так, увы, было и пять лет назад, когда он отстранился от какой-либо ответственности за людей, поверивших ему, пустив ситуацию на “самотек”, точнее — под откос.

…Наверное, пройдет еще немало лет, прежде чем мы сможем объявить 1 марта Днем толерантности и национального единства. А может, и не следует ничего провозглашать… Достаточно просто помнить, что произошло с нами в 2008 году, когда мы от боли и отчаяния даже не заметили прихода весны…

 

Газета “Новое Время”

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում