Операция «Лапшин»

В день, когда в Беларуси был задержан блогер Лапшин, я сделал на своей странице в соцcети Facebook следующую запись:

«Меня ситуация с блогером Лапшиным интересует исключительно в качестве прецедента, и только. Ничего хорошего он не сделал ни Армении, ни Карабаху, ни Азербайджану. Катался по миру, пиаря собственный бложик. Жуликоватый авантюрист, и они с Азербайджаном друг друга стоят. Не зря же ни одна из многочисленных стран его подданства не спешит бить по нему тревогу. Одна его фраза про то, что ему симпатичен ДАЕШ, потому что он уничтожает «Хезболлу» и асадитов, красноречиво говорит о том, что это за фрукт. Могу вспомнить его чисто азербайджанские наветы на Нжде и сравнение Армении с Гондурасом.

Не хотелось бы, чтобы с нашей помощью история развивалась в русле «Лапшин пострадал за армянские интересы». Публично поцелует Алиева в зад, на том дело и кончится. Поэтому убедительно прошу не вписывать меня в акции типа «Свободу блогеру Лапшину!»

Есть масса людей, реально пострадавших от действий Азербайджана, интерес к которым совершенно отсутствует у любых сетевых искателей справедливости.

Вам хочется заклеймить Азербайджан? Вспомните 12-летнего Вагаршака Григоряна, погибшего на школьном дворе от азербайджанского Града. Сходите, зажгите свечку за упокой его безвинной души…»

Увы, как и планировали заказчики данной акции, история как раз и развивается в духе «Лапшин пострадал за армянские интересы». Более того, уже звучат призывы за спасение отдельно взятого авантюриста пожертвовать дружескими отношениями с белорусским народом.

Я стараюсь никогда не участвовать ни в каких акциях или флешмобах, досконально не разобравшись в сути поднимаемого вопроса. В случае же Лапшина могу сказать, что знаком с ним несколько лучше, чем большинство его нынешних защитников и симпатизантов, чтобы хорошо понять, что на самом деле представляет из себя блогер-«страдалец».

Первый раз я списался с Лапшиным в сентябре 2013 года после того, как на азербайджанском проправительственном сайте vesti.az появилось интервью с ним, в котором блогер «разъяснял» причины своего посещения Республики Арцах.

Говорить на публику Лапшин тогда отказался, а в приватной переписке объяснил, что не хочет, чтобы у азербайджанских журналистов, находящихся под колпаком тамошнего МНБ, были проблемы. По поводу же самого интервью сказал, что все «спорные» моменты азербайджанцы «додумали» за него.

После Лапшин начал активно пиариться на так называемом «черном списке» азербайджанского МИД-а, отметившись целой россыпью возмущенных статусов в своем Живом Журнале, в которых, параллельно с пиаром собственного блога, высмеивал азербайджанских чиновников, а само гособразование закавказских турок называл не иначе как «анекдотом». Достаточно привести лишь заголовки тех статей — «Как меня прорекламировал МИД Азербайджана, поставив в один ряд с президентами и звездами эстрады», «Предлагаю троллить и прикалываться над властями Азербайджана», «Составленные МИД-ом Азербайджана списки персон нон грата противоречат Конституции Азербайджана», «Правовой нигилизм по-азербайджански: МИД Азербайджана угрожает иностранным туристам».

И, хотя я, по долгу службы, итак внимательно отслеживаю все публикации, связанные с Карабахским конфликтом, тем не менее, Лапшин неоднократно отправлял мне в личку ссылки на эти свои статусы.

Потом на какое-то время контакты прекратились. А в феврале 2016 года, аккурат накануне своей последней поездки в Азербайджан, Лапшин неожиданно появился в комментариях под моим «сирийским» статусом в Facebook, где повел речи в совершенно ином ключе, озвучивая, в том числе, и некоторые клише азагитпропа. Приведу несколько фрагментов той беседы, чтобы было понятно, что из себя представляет Лапшин как человек.

Затем была та самая поездка в Баку, во время которой Лапшин вовсю пиарил красоты гособразования-«анекдота», вдруг превратившегося у него в «Дубай на просторах СНГ».
Вот лишь несколько фрагментов тогдашнего бенефиса Лапшина, целиком и полностью построенного на цитатах азербайджанской пропаганды:

«Едва сойдя с поезда «Тбилиси – Баку», я понял, что влюбился в этот город! Канны, Санкт-Петербург и Иерусалим в одном флаконе. Какой классный и светлый город, это удивительно, что я здесь впервые в жизни».

«Аллея шахидов» посвящена тем, кто погиб 20 января 1990 года, за год до распада СССР. Советские войска с целью сохранить власть компартии в стране атаковали Баку с трех направлений, плюс высадили десант в бакинском аэропорту. Так называемое «наведение порядка» сопровождалось хаосом, бессмысленным насилием и непониманием самими же военными, зачем они здесь, и кто есть враг. Важно то, что погибло около 200 человек, большинство из них даже не военные, и не оппозиционеры, а обычные люди, попавшие под пули. Они похоронены здесь. Можно сказать, что 20 января 1990 Азербайджан был потерян навсегда для СССР и постфактум для России. Десятки тысяч азербайджанских коммунистов публично сожгли свои партбилеты в те дни, видя, что творится на улицах».

«Гейдара Алиева можно ругать, и есть за что, но этот мужик создал нынешний стабильный Азербайджан, не допустив скатывания в гражданскую войну и разруху по типу соседней Грузии».

Или вот такая фраза, с ходу удревняющая историю появления в восточном Закавказье конгломерата огузских кочевых племен сразу на полтысячелетия:

«Азербайджанцы относятся к горским евреям с большим уважением и это немудрено: полторы тысячи лет живут бок о бок в мире и согласии. Два разных народа, две общины, полтора тысячелетия они живут в добром соседстве».

Любопытно, что о том, кто на самом деле захоронен на бакинской «Аллее шехидов», Лапшину вежливо напомнил один из его читателей:

«История рассказана не просто неточно, а в корне неверно. Никаких «армяно-азербайджанских столкновений» не было. Были погромы армян в Баку, Александр. И так называемые «шахиды» января 90-ого в основном не «обычные люди, попавшие под пули», а погромщики и мародеры, убитые на месте преступления. Будет лучше, если будете избегать тем, в которых не уверены. Специально ничего не написал о погибших в Карабахе. А ведь про них можно очень много чего интересного рассказать».

Кроме того, наблюдательных читателей, разумеется, не могло не заинтересовать, каким образом Лапшин оказался в Азербайджане, пребывая в «черном списке» этого гособразования, и кто оплачивал столь тенденциозный репортаж. Ответ Лапшина на резонный читательский интерес сколь противоречив, столь и неубедителен:

«В связи с Формулой-1 все эти запреты сняли, чтобы не было шума и скандалов. Слишком много денег Азербайджан вложил в организацию Формулы, чтобы опозориться. Это для вашей информации. Иначе бы меня сюда не впустили. Интересно, кто мог проплатить мой репортаж, если я персона нон-грата?».

Азербайджанцам же, напомнившим Лапшину о его прежних «подвигах» и пригрозившим расправой, блогер обиженно заявил:

«Так вы приветствуете гостей вашей страны? Кажется, вам не нравится, что я пишу хорошие вещи об Азербайджане, и мне нравится Баку».

Когда же с моей стороны Лапшину было заявлено, что его тексты «совершенно случайно» один в один совпадают с постулатами азагитпропа, блогер вдруг задергался, не найдя ничего лучше, чем сделать вид, что он со мной вообще не знаком, приписать мне выражения, которые я никогда не употребляю, и даже «перепутать» меня с «азербайджанцем». Это к слову о честности и порядочности Лапшина.

К слову, трудно не заметить, что свои репортажи «а-ля азагитпроп» Лапшин вел прямо с территории Азербайджана, а не после выезда оттуда. При этом, несмотря на то, что азербайджанское МНБ досконально мониторит интернет-пространство, блогер совершенно не опасался быть задержанным.

Представим на минутку: я с паспортом другого государства под другим именем въезжаю в Азербайджан и, еще находясь на его территории, начинаю выкладывать репортажи в блог Пандухта, совершенно не опасаясь ареста! Может такое быть? Конечно, нет. Если только операция «Лапшин» не являлась заранее согласованной аферой.

Затем, спустя некоторое время, в Азербайджане появляется заочное уголовное дело против Лапшина (это спустя 6 лет после первого посещения им Арцаха! — Пандухт) — единственного из всего пресловутого «черного списка». Кстати, генпрокуратурой Азербайджана блогер обвиняется по статьям 281.2 (публичные призывы, направленные против государства) и 318.2 (незаконное пересечение государственной границы Азербайджана), а вовсе не за посещение Арцаха, как это теперь представляют все, кому не лень, а сам он объявляется в межгосударственный розыск. После чего блогер оперативно задерживается в Беларуси. Как говорит в подобных случаях российский пропагандист Киселев: «Совпадение? Не думаю».

Тут же у Лапшина обнаруживается жена, о которой на протяжении лет словоохотливый блогер ни разу и словом не обмолвился, и начинается очередная, самая мощная лапшинская пиар-акция в сети.

Могу сказать, что вряд ли какому-либо блогеру на постсоветском пространстве снился подобный пиар с привлечением внешнеполитических ведомств нескольких стран, чиновников самого высокого ранга, различных организаций и массы частных лиц. Думаю, после небольшого отдыха в минском СИЗО и выхода на свободу Лапшин сможет довольно продолжительное время снимать сливки с «неожиданно свалившейся» на него известности. К слову, в декабре белорусские власти взяли под стражу еще троих известных пророссийских блогеров, однако те не удостоились ни внимания российского МИД-а, ни тысячной доли лапшинского медийного «шума».

Не остается в накладе и азербайджанский режим, в кои веки представший перед миром не битым армянами карикатурным султанатом со своим идиотским «черным списком», а эдаким грозным преследователем лиц, покусившихся на его утраченную невинность. Шутка ли — блогеру-нарушителю светит 8 лет азербайджанской тюрьмы! При очевидных внутренних проблемах Ильхаму Алиеву подобная «дипломатическая победа» — только на руку.

Не забыт и белорусский «батька», получивший очередную возможность продемонстрировать России свой «непокорный» нрав. «Очередную», потому что до этого Лукашенко успел демонстративно не явиться на саммиты ОДКБ и ЕАЭС в Санкт-Петербурге, из-за чего было сорвано избрание нового генсека ОДКБ.

В общем, в выигрыше от операции «Лапшин» остаются все заинтересованные стороны, за исключением России, Армении и Арцаха.

Теперь давайте посмотрим, что происходит дальше. 18 января в момент посещения блогера в белорусском СИЗО консулом Израиля в Беларуси Юлией Рачински-Спиваковой, Лапшин надиктовывает письмо с извинениями на имя президента Ильхама Алиева. Кстати, о том, что такие извинения обязательно будут, я говорил еще в день его задержания.

В этом письме Лапшин просит Алиева простить его действия в связи с тем, что они были совершены «по наивности». У госпожи Рачински-Спиваковой при этом, опять же «совершенно случайно», оказывается при себе консульская печать, коей данное письмо заверяется и отправляется прямиком в Баку в администрацию Алиева «на рассмотрение».
Далее выясняется, что мать Лапшина, проживающая в Израиле, тоже именно сейчас просит Ильхама Алиева помиловать (! — П.) ее сына. Который, если кто запамятовал, еще вообще-то даже не осужден!

Тоже совпадение? И вдруг проснувшийся интерес Израиля к человеку, много лет демонстративно от него открещивавшемуся, тоже случаен?

Знаете, что-то слишком много получается совпадений и случайностей в деле одного мелкого шулера и авантюриста. Конечно, я буду только рад ошибиться, несмотря на то, что как человек Лапшин мне лично (и не только мне) откровенно неприятен. Но, как показывает практика, рано или поздно детали аферы (можете назвать ее «сделкой» — суть от этого все равно не меняется) обязательно всплывут. И тогда в дураках в очередной раз окажутся те, кто из благих побуждений или же по недомыслию лепит из Лапшина «пострадавшего за интересы Армении и Арцаха». Человеку, готовому ради продвижения своего бложика на любую ложь и подлость, глубоко плевать и на Армению, и на Арцах, и на Россию, в которой он родился, и на Израиль, в котором время от времени проживает. По большому счету, плевать ему и на Азербайджан, с которым он несколько лет ведет непонятную для многих игру.

Я думаю, что мелкий жулик по жизни и жульническое недогосударство в любом случае договорятся между собой. Если, конечно, не сделали этого гораздо раньше…

ПАНДУХТ

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում