Баку открыто занимается суннитизацией шиитского Азербайджана: ИА «REX»

Вопрос о том, что бакинские власти желают суннитизировать Азербайджан обсуждается давно. Работа в данном направлении ведется с первых дней возвращения ныне покойного Гейдара Алиева к власти. В стране все эти годы были созданы благоприятнейшие условия для пантюркистов, нурсистов и ваххабитов, а шиитское духовенство и активисты репрессировались всеми возможными методами, вплоть до физического устранения, пишет на сайте ИА «REX» пишет талышский правозащитник Захираддин Ибрагими.

Согласно Ибрагимли, в стране, где большинство населения – шииты, торжественная церемония открытия состоявшихся в Баку с 12 по 22 мая Исламских игр солидарности должна была начаться со звучания суннитского азана. И лишь после того как об этом стало известно в Управлении мусульман Кавказа (УМК), руководство которой связалось с оргкомитетом игр и властными структурами, им пришлось отказаться от данной затеи.

Доводом УМК было то, что звучание суннитского азана поставит их «в очень затруднительное положение перед верующими и Ираном». Однако власти отказались от этого не очень-то добродушно, дав понять, что именно данные цели и преследуются, давая этакой месседж всем сторонам.

«Но в конце озвучили все же суннитский кялмейе-шахадат (принесение признания в вере), без упоминания имени первого имама шиитов – Али ибн Абу Талиба, как это принято среди шиитов. Другим интересным моментом стало послание Ильхама Алиева по поводу открытия игр, в котором он объяснялся в любви и верности Саудовской Аравии, Пакистану и Турции, якобы из-за их позиции в вопросе с азербайджано-армянским конфликтом, и был тонкий намек, что такие чувства на Иран не распространяются», – подчеркивает Захираддин Ибрагими.

Азербайджанские шииты же, пока власти Азербайджана всеми силами работали в направлении «суннитизации», допустили ряд серьезных ошибок, приведших их в сегодняшнее тяжелое, но не безвыходное положение.

Согласно эксперту, первая ошибка шиитского духовенства, выпускников иранских духовных ВУЗов заключается в том, что они ринулись в политическую борьбу в стране, не имея для этого нужной политической образованности, и, главное, раньше времени, когда еще общество не было готово поддержать их идеи. «В некотором смысле, имели место и манипуляции со стороны бакинских служб, а также работа агентов, внедренных в исламское движение. Со временем стало ясно, что такая политика не была согласована с иранским руководством, и даже Тегеран отказался в поддержке некоторых активистов, назвав это внутренним делом Азербайджана», – отмечает З.Ибрагими.

Вторая ошибка – это заигрывание с исламистскими кругами Турции, попытки стать в один ряд с исламистским движением Турции, в упор не замечая политику этой страны по поддержке пантюркизма, нурсизма и ваххабизма. Согласно автору материала, руководство этой страны даже не пожелало обмолвиться о репрессиях против верующих в Азербайджане, а по имеющимся достоверным сведениям, со своей стороны также требовало от Баку приступить к репрессиям против шиитов.

Третье – не проведенные на нужном уровне организационные работы в среде азербайджанских верующих, не сплоченность, как простых верующих, так и самого духовенства, которое привело к тому, что, когда одни ринулись в бой, то другие остались в стороне, а некоторые вообще выступили против первых.

Четвертая ошибка, по мнению Ибрагими – это занятая верующими позиция в карабахском вопросе, которая отчасти была радикальнее даже позиции бакинских властей и прозападной оппозиции.

«Как мы подчеркивали неоднократно, “карабахский вопрос” изначально внутри Азербайджана был вопросом манипуляций в политической борьбе, для прихода к власти и удержания ее. Политический ислам, к сожалению, пошел тем же путем, наивно полагая, что, занимая в этом вопросе даже более радикальную позицию, чем сами власти, сможет себя этим застраховать от репрессий режима. Не до конца понимая, насколько правящий клан впал в зависимость от центров, которые презирают любое проявление иранского влияния, пусть то религиозное, национальное, и так далее. Не учитывали верующие в данном вопросе и саму позицию Ирана, который однозначно против начала новых столкновений на Карабахском фронте, и расценивает это, никак иначе, как провокацию», – пишет З. Ибрагими.

Таким образом, власти Азербайджана начали всеобъемлющие репрессии против шиитских активистов и духовенства, а Иран, занятый по нескольким фронтам, и не имеющий достаточных рычагов давления на Баку, просто вынужден «созерцать, что творится у него под носом по отношению к единоверцам».

При этом, по мнению эксперта, азербайджанские верующие должны учитывать и фактор России, руководство которой не желает ослабления традиционного ислама и усиления таких сектантов и радикалов, как нурсисты и ваххабиты, имеющие на Северном Кавказе террористическое подполье.

«[Россия] несомненно, помнит, что этим террористам оказывалась военная и финансовая помощь через территорию алиевского Азербайджана, а раненные террористы лечились в бакинских больницах. В Москве явно отслеживают постоянные и последовательные поползновения алиевского клана в сторону Турции и Саудовской Аравии, и их заокеанских хозяев, крен в сторону суннизации, нурсизации и ваххабизации Азербайджана», – резюмирует Ибрагими.

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում