Зачем туркам армянский колокол?

Зачем туркам армянский колокол?

Турецкие таблоиды на днях с восторгом сообщили такую новость: Иран «возвращает Турции» исторический артефакт — древний колокол, долгое время хранящийся в музее антропологии города Урмия — административного центра иранского остана Азарбайджан-и-Гарби, граничащего с Турцией. Дескать, об этом заявил вице-президент иранской организации культурного наследия, ремесел и туризма Мир Хади Сайед Румьяни, указав, что колокол был «подарен» (? — Пандухт) турками Ирану в 1388 году. Согласно сообщению, колокол, хранящийся в иранском музее, «в прошлом принадлежал церкви Святой Марии, расположенной в турецкой провинции Ван на востоке страны». Возраст колокола составляет 629 лет.

Согласно этому же сообщению, ранее было объявлено, что в Турции будет создана специальная комиссия по историческому наследию. Комиссия будет наделена правом обращаться к зарубежным странам по вопросу «возвращения исторических артефактов, относящихся к турецкому наследию». В состав данной комиссии войдут депутаты от правящей Партии справедливости и развития, а также Партии националистического движения и Народно-республиканской партии.

Комиссия в течение трех месяцев должна представить список всех артефактов, относящихся к историческому наследию Турции и вывезенных за пределы страны во время Первой мировой войны.

Отмечу, что данная новость любопытна со всех точек зрения. Во-первых, тем, что она появилась исключительно в турецкой, а следом за тем — в азербайджанской прессе. Даже facebook-аккаунт Иран Сегодня — Iran Today при перепечатке данной новости ссылается на азербайджанский пропагандистский сайт «Вестник Кавказа». При этом Iran Today добавляет, что Исламская республика также работает в данном направлении: весной этого года в Национальном музее Ирана в Тегеране состоялась выставка исторических реликвий, возвращенных из стран Запада за последние 2,5 года, на которой публике были представлены более различных 500 исторических раритетов.

Во-вторых, принадлежность колокола Армянской Апостольской церкви ни в одной из турко-азербайджанских заметок не указывается. Все они лишь ограничиваются упоминанием о том, что колокол является христианским.

В-третьих, турки — анатолийские и закавказские — «скромно» умалчивают, почему армянский колокол оказался в Иране, и кто его туда доставил. Ведь если это произошло в годы Геноцида, а не в результате странного для двух мусульманский стран «подарка», то совершенно очевидно, что не будь данная реликвия перевезена в безопасное место, сегодня «возвращать» Турции было бы просто нечего.

Судьба армянского и, шире, нетурецкого наследия коренных народов Малой Азии трагична и печальна. Причем турецкое варварство в отношении этого наследия не ограничилось периодом до Первой мировой войны и геноцида христианских народов, а продолжается в современной Турции и по сей день. Последний вопиющий случай произошел в некогда армянском Артамете, родине всемирно известного художника Аршила Горки, воспетой Рачия Кочаром в его знаменитой повести «Наапет», удостоенной в 1967 году Государственной премии Армянской ССР. Здесь, на месте уничтоженного старинного армянского кладбища турки возвели помпезного вида… общественный туалет. Или, по-простому, сортир для общественных нужд. Здесь же выросли пляжные кабинки и парковочные места для автомобилей. При этом даже не скрывалось, что в ходе строительных работ из земли извлекались человеческие кости.

В связи с этим вопиющим кощунством армянский депутат турецкого парламента от Демократической партии народов Гаро Пайлан сделал на партийном сайте следующее сообщение:

«Местность, известная в народе под названием «армянский Хоргом», сто лет назад была населена преимущественно армянами. Находящиеся здесь армянский монастырь и кладбище считаются важным историческим и духовным наследием. Когда думаешь о государственном подходе к меньшинствам, то уничтожение этих территорий посредством безответственной градостроительной политики, к сожалению, не вызывает удивления. Культурные сооружения, принадлежавшие меньшинствам более ста лет назад, государством либо были конфискованы, либо попросту уничтожены. По этой причине сейчас на всей территории Турции старые церкви, старые школы, принадлежавшие немусульманам, превратились в мечети, спортивные залы, культурные центры или кинотеатры. Столетний грабеж продолжается».

В-четвертых, не стоит забывать, что церковный колокол, на который жадно нацелились турецкие культурологические стервятники, принадлежит отнюдь не Турции, а является собственностью Армянской Апостольской церкви. Зная, с какой щепетильностью Иран подходит к подобным вопросам, информация, опубликованная в турецких СМИ, должна в обязательном порядке быть проверена и уточнена нашими соответствующими культурными, научными и церковными структурами у своих иранских коллег.

В свою очередь, по информации агентства Армепресс, колокол, принадлежавший когда-то одной из уничтоженных турками церквей Вана, будет передан церкви Сурб Хач, расположенной на острове Ахтамар. Отсюда возникает пятый вопрос: зачем Турции понадобился колокол с ныне не существующей армянской церкви, если храм Святого Креста на Ахтамаре функционирует в качестве музея, а не действующей церкви?

И, наконец, имеют ли вообще турки право претендовать на спасенное от них наследие уничтоженных ими народов?

Повторюсь еще раз. Данная информация должна обязательно быть проверена и уточнена. И если она подтвердится, какими должны быть дальнейшие действия армянской стороны, думаю, объяснять не требуется.

ПАНДУХТ

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում