Новые грековцы и измирские мандарины

Новые грековцы и измирские мандарины

Есть вещи, которые не могут, не должны эволюционировать. Несмотря на перемены геополитики и перезаключение союзов. То, что произошло с ТК «Звезда», больно бьет по имиджу нашей армии. Больно и мне: мое детство и юность проходили среди офицеров и курсантов. Я и сама как журналист и пиарщик проходила практику в пресс-службе СибВО, печаталась в «Воине России». Газета «Красная звезда» в доме авиационного политработника, полковника ВВС, была настольной. Теперь и ее содержание у меня вызывает большой интерес.

Измирские мандарины и термальный туризм на анатолийском побережье меня не так волнуют, как, например, тот факт, что студия имени М. Б. Грекова, легендарные грековцы (!!) принимали участие в живописном оформлении Мавзолея Ататюрка в Анкаре и Главного военного музея в Стамбуле. И это тот опыт, который был приобретен благодаря Францу Рубо, Ивану Айвазовскому, Ивану Верещагину. Каким образом в сознании новых военных художников стыкуются новые госзаказы и то, над чем работали великие баталисты?

Среди грековцев был советский баталист Петр Кривоногов, который написал картину «Победа» в 1948 году.

Что же получается? Франц Рубо — создатель трех батальных панорам («Оборона Севастополя», «Бородинская битва», «Штурм аула Ахульго»), а новые грековцы расписывают склеп врага Ататюрка. Почему турки сами не расписали этот последний приют Анит-Кабир, наполненный предметами роскоши типа яхты, сувенирным китчем, или, на худой конец, не пригласили туда киргизов, которых наш же Семен Афанасьевич Чуйков рисовать учил?

Наши военные художники тоже стремятся к паритету. Перепало не только турецким братушкам, но и болгарам, которых они уничтожали. Новые грековцы реставрировали и панораму «Плевенская эпопея» в Болгарии. На сайте новых грековцев она названа Пелевенской. Им что модернизм Виктора Олеговича, что гражданская совесть.

«Плевна. Карс», «Карс. Плевна», — все твердили в народе… Русский солдат — победитель… Только в третьем плевненском бою 12 тысяч убитыми! Если положить их плечо к плечу, то составилась бы дорога в 8 верст — чем не проспект для триумфального шествия?

Я не знаю, что еще может произойти с нами. Может, картины Гитлера наших реставраторов из студии Игоря Грабаря позовут восстанавливать. Айвазовский, как известно, выбросил турецкие награды в море. Видимо, их нашли российские военные аквалазы. Иначе не объяснишь, почему нашу сушку расстреливают враги, гибнет пилот Олег Пешков, а русский художник трудится в главном военном музее первого стратегического партнера США по НАТО.

Валерия ОЛЮНИНА

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում