Возможен ли обмен?

Возможен ли обмен?

Утром 16 марта Министерство обороны Армении сообщило о задержании гражданина Азербайджана в северо-восточной пограничной зоне. Согласно сообщению, “в 01:30 на охраняемом участке N-ской воинской части армянскими постовыми был обнаружен, предупрежден и, ввиду отсутствия реакции на предупреждение, обезврежен неизвестный, нарушивший госграницу РА”. “Получившему ранение нижней конечности нарушителю границы была оказана первая медпомощь, он перевезен в медучреждение. Его жизни ничего не угрожает. Согласно обнаруженным при нем документам, его зовут Элвин Ариф оглу Ибрагимов, 1986 года рождения, является жителем Казахского района Азербайджанской Республики” – отмечалось в сообщении.

В Баку отреагировали достаточно быстро. Госкомиссия по делам военнопленных, заложников и пропавших без вести этой страны подтвердила факт перехода границы и имя нарушителя. “Эльвин Ибрагимов, потерявшись на пограничной линии Газахского района Азербайджана с Ноемберянским районом Армении, перешел на противоположную сторону, получив во время перехода границы ранения от выстрелов армянских военных” – передает взгляд.аз со ссылкой на комиссию. Тот факт, что нарушитель был, как полагается в таких случаях, предупрежден армянскими пограничниками и только после этого раздались выстрелы, в Баку предпочли “не заметить”.

Спустя короткое время появилось сообщение о том, что в результате предварительного расследования Госкомиссия выяснила, что Ибрагимов зарегистрирован в Газахской межрайонной психиатрической больнице. Ранение и задержание гражданина АР подтвердили и соответствующие международные организации, в частности – Международный Комитет Красного Креста. 18 марта бакинские СМИ сообщили, что МККК ведет с правительственными органами конфиденциальный и двусторонний диалог, чтобы посетить задержанного.

Отвечая на вопрос Tert.am о том, может ли нарушитель быть диверсантом, пресс-секретарь Минобороны Армении Арцрун Ованнисян сказал: “Ничего не могу исключить. Следствие покажет”. Добавим, что в СНБ РА возбуждено уголовное дело, идет предварительное следствие.

Между тем сообщение о нарушении гражданином Азербайджана границы вызвало в соцсетях многочисленные комментарии о том, что Ибрагимова следует обменять на Карена Казаряна – жителя Тавушского марза, приговоренного в Гяндже к 20 годам тюремного заключения. Напомним, что, несмотря на утверждения армянской стороны относительно имеющихся у Казаряна проблем со здоровьем, в Азербайджане его назвали диверсантом, сфабриковали уголовное дело и провели закрытый суд, фактически не представив публично ни единого доказательства навешенных на него преступлений.

Отметим также, что в Армении никто не сомневается в том, что конечной целью официального Баку является возвращение двух карвачарских диверсантов, осужденных в ходе открытого суда в Степанакерте в том числе за убийство 17-летнего подростка и майора армянской армии. Один из них приговорен к пожизненному заключению, второй – к 22 годам. Именно с целью заполучить преступников Азербайджан и затеял инициативу обмена “всех на всех”, игнорируя предложение армянской стороны обменять Казаряна на отбывшего срок и недавно вышедшего на свободу военнослужащего Эльнура Гусейнова.

Насколько реальна с экспертной точки зрения перспектива обмена Ибрагимова на Карена Казаряна? Ситуацию прокомментировала для “ГА” исполнительный директор ОО “Против правового произвола” Лариса Алавердян, которая более 25 лет занимается проблемой военнопленных и заложников. “Прежде всего надо отметить, что в Армении всегда четко и неукоснительно придерживались норм международного гуманитарного права. В частности, тщательно выяснялись причины, по которым личность незаконно перешла границу. Уверена, что и в этот раз также все будет сделано в рамках права и в разумный срок”, – отметила эксперт.

Второе, что подчеркнула Алавердян, тот факт, что армянская сторона имеет возможность установить при помощи экспертизы, является ли нарушитель действительно душевнобольным, – то, чего не сделали в Баку в отношении Казаряна, хотя были обязаны. “После установления причин станет ясно, имело ли место преступление или нет. Если да, то последует суд”, – заявила она.

В Армении давно существует практика, согласно которой после установления всех фактов предлагается возвращение пленного в Азербайджан. В этом смысле появляется надежда на то, что удастся вернуть на родину Карена Казаряна, отметила Лариса Алавердян, уточнив, что речь идет о положениях сразу несколько конвенций о возвращении осужденных лиц, в том числе – действующей в рамках СНГ. Эти конвенции действуют вне зависимости от наличия дипотношений между соответствующими странами.

Что касается того, что Баку может отказаться от обмена, поскольку Азербайджану нужны именно карвачарские диверсанты и цель этого давно известна, Алавердян отмечает, что речь, во-первых, идет о тех конкретных случаях, когда лицо не обвиняется в тяжком преступлении. “Кроме того, никто не обращался к властям Арцаха с предложением вернуть того или иного осужденного. А в данной ситуации мы имеем дело с переходом границы Армении. Подчеркну также тот факт, что Азербайджан уже однажды нарушил требования и своего законодательства, и международных конвенций о передаче осужденного лица. Это широко известный случай с Рамилем Сафаровым, который, согласно всем правовым нормам в этой сфере, должен был продолжать отбывать наказание, даже будучи уже в своей стране. Но все мы отлично помним, что произошло на самом деле.

Так что, даже если и последует обращение Азербайджана к властям Арцаха, Степанакерт не имеет никаких гарантий того, что это не повторится и в случае с диверсантами, причем и моментальное помилование, и героизация, которая уже не скрывается. А значит, есть все основания для обоснованного отказа. Хочу вместе с тем подчеркнуть, что это исключительно мое экспертное мнение, а решение о возвращении диверсантов является исключительной прерогативой Республики Арцах”, – заключила Лариса Алавердян.

Марина ГРИГОРЯН
Голос Армении

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում