“Много”, это – сколько, Узеир Джафаров?

Августовские бои на границе Республики Арцах с Азербайджаном еще долго будут изучаться и анализироваться в обоих государствах. И не только потому (хотя это важно иметь в виду), что они стали самыми крупными и кровопролитными за истекшие 20 лет после подписания Соглашения о прекращении огня. Несколько дней активных боевых действий – с 31 июля по 7 августа – выявили огромную разницу в боеготовности Армии обороны Республики Арцах и вооруженных сил Азербайджана, взаимодействии родов войск у нас и у врага.

Безусловный и оглушительный успех Армии обороны Республики Арцах подтвердил то, о чем мы не раз писали, и во что, согласно опросам международного исследовательского центра Gallup, уверено подавляющее большинство армянского народа: Армянская армия способна пресечь любые провокации Азербайджана, и, при необходимости, перенести боевые действия на ныне контролируемую врагом территорию. При этом следует учесть также другие события текущего года: разгром азербайджанских диверсантов 20-21 января, возвращение в начале июня под контроль Еревана свыше двухсот квадратных километров армянской земли, уничтожение 18 июля разведывательно-диверсионной группы Азербайджана, в составе которой было, как минимум, трое турецких военных…

Об этой группе, уничтоженной в районе села Верин Гетарат Мартакертского района мы писали не раз. Думается, что поставленная перед ней задача заключалась в выявлении брешей в обороне АО Республики Арцах. На это указывает и тот факт, что утром 31 июля именно в этом районе была обнаружена и частично уничтожена крупная диверсионная группа противника. Уже в ночь на первое августа Азербайджан предпринял новую диверсионную вылазку, значительно превышающую все, что было за последние 20 лет по количеству задействованных в ней аскеров. По примерным подсчетам в диверсии принимали участие от 60 до 100 элитных азербайджанских аскеров, прошедших специальное обучение в Турции и на Северном Кипре. Диверсанты были предусмотрительно разделены на четыре группы, но все они попали в засаду и были расстреляны. А потом Азербайджан понесло: и самолеты, кажется, военные, поднимали, и танки отправили из Шамхора и Гандзака (Гянджа) в сторону границы. Последние, правда, не доехали. Сгорели “при невыясненных обстоятельствах” на подступах к райцентру Тертер.

Комментариев в интернете по поводу августовских боев в Азербайджане было немало. Наиболее интересным из них мне показался краткий анализ некоего Наиля Мехтиева: “То, что азербайджанские и армянские журналисты называют провокацией, обвиняя при этом друг друга, на языке военных называется разведкой боем. Ее цель выявить огневые точки противника, слабые места в обороне, создать у противника видимость того, что наступление готовится на этом участке, определить, какими силами обладает противник на данном направление и т.д. Разведку боем проводила армянская сторона. Напав на передовые позиции азербайджанской армии, им удалось, неся потери зацепиться за них. Они рассчитывали повторить то, что они совершили в Нахичеване (Нахиджеван – Л.М.-Ш.). Азербайджанская сторона послала на помощь своим солдатам подразделения спецназа. Завязался затяжной бой. Не зная точных замыслов противника, ВС Азербайджана подняли в воздух боевую авиацию и послали подразделения танков. Тогда в дело вмешался арбитр – Россия, в чьих интересах и проводилась армянами разведка боем”.

Изложено красиво, но – неправильно. И не только потому, что спецназ на помощь солдатам посылать не принято. Все было наоборот: наступление начал Азербайджан, затем отправивший аскеров срочной службы решать те задачи, с которыми не справился спецназ. Да и наши бойцы позиций врага не захватывали. Именно поэтому Мехтиев не указывает, удалось ли нашим “зацепиться” за них, ибо ему пришлось бы или признать отступление аскерни, или выдумывать победные бои, что не соответствует царящему в Азербайджане унынию.

Продолжение статьи читайте здесь.

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում