Давид Джамалян: Азербайджан готовится к третьей агрессии против Арцаха
Նմանատիպ
14 декабря президент Азербайджана Ильхам Алиев распорядился, чтобы охрану казахского и акстафинского участков, граничащих с Тавушским марзом, отныне осуществляла Государственная пограничная служба. Об этом заявил командующий азербайджанскими пограничными войсками Эльчин Гулиев.
Хотя эта новость была распространена азербайджанскими сайтами и все еще нуждается в проверке, пользуясь этим поводом, а также развитиями, имеющими место вокруг Арцаха, 168.am побеседовал с военным экспертом Давидом Джамаляном.
— Г-н Джамалян, президент Азербайджана передал охрану казахского и акстафинского участков, граничащих с Тавушским марзом, пограничным войскам. Что это предполагает, какая опасность может угрожать Армении?
— Азербайджан готовится к третьей агрессии против Арцаха, и в принципе нельзя исключать, что в формирующуюся наступательную группировку могут быть также включены подразделения их третьего армейского корпуса. В данном случае принципиально важно отметить следующее: в Азербайджане и внутренние, и пограничные войска организованы с учетом полной вовлеченности в боевые действия в случае агрессии против Арцаха.
То есть в лице пограничных войск Азербайджана нужно видеть не только структуру, осуществляющую лишь функцию охраны границы, но и полноценную боевую единицу, в задачи которой в случае необходимости входит решение боевых задач. Кстати, всегда следует учитывать, что на этом, относительно пассивном этапе конфликта противник, как и прежде, будет пытаться ослабить нашу бдительность, используя различные приемы, сбить нас с толку. Соответственно, если эта информация соответствует действительности, то нам не следует предаваться иллюзиям о том, что на северо-восточном участке границы РА-Азербайджан будет спокойно.
Мы прекрасно осведомлены, что в случае агрессии против Арцаха перед противником стоят проблемы с созданием напряженности на границах РА — при намерении «рассеять» наши силы. Следовательно, вне зависимости от того обстоятельства, подразделения третьего армейского корпуса вооруженных сил Азербайджана или пограничные войска противостоят нашим передовым подразделениям на северо-восточной границе РА, необходимо быть готовыми к нападению противника и на этом направлении.
— На днях, говоря об Арцахской проблеме, президент Беларуси Александр Лукашенко отметил, что ранее он предлагал третьему президенту РА Сержу Саргсяну сдать Азербайджану освобожденные территории и, тем самым, решить Арцахскую проблему, однако Серж Саргсян отказался. Почему Лукашенко начал говорить обо всем об этом именно сейчас?
— Заявления президента Беларуси действительно примечательны. То есть предполагается, что сценарий со сдачей южного Арцаха в рамках ОДКБ и ЕАЭС может обсуждаться и сейчас. Кстати, я намеренно не использую выражение «5 районов». «5 районов» остались в далеком советском прошлом. Есть освобожденный Арцах с конституционно закрепленной территорией площадью 12030 км, и в данном случае нам предлагают сдать юг Кашатагского и Гадрутского районов Арцаха. Естественно, для армянских сторон здесь нет даже намека для обсуждения, и мы должны по достоинству оценить Сержа Саргсяна, который, согласно президенту Беларуси, категорически отверг этот сценарий.
Более того, если и сейчас этот сценарий имеется на повестке дня, то премьер-министру Пашиняну не остается иного выхода, кроме как поступить тем же образом — категорически его отвергнуть. В конце концов, зачем лидеру политической силы, получившей 70 процентов голосов на выборах, идти на политическое самоубийство и воплощать в реальность армянский кошмар — сдачу территорий? И если это заявление нашего белорусского коллеги призвано проверить отношение армянского общества к такому сценарию, то в ОДКБ и ЕАЭС должны четко уяснить, что, во-первых, сохранение этого сценария в повестке дня даст повод для антироссийских настроений в Армении и, во-вторых, в Армении никогда не будет такой власти, которая подписала бы себе смертный приговор уступкой территорий.
И наоборот, любой руководитель Армении сразу же завоюет массовую популярность, если отвергнет сценарий сдачи территорий. Я не сторонник нынешних властей, никогда не был в восторге от апрельско-майских событий, но факт остается фактом: легитимность Пашиняна позволяет ему категорически отвергнуть этот, в полном смысле слова, пагубный для нас и ему подобные сценарии. Более того, в этом вопросе нужно оставить в стороне все разногласия и выразить единодушную и решительную поддержку Пашиняну в вопросе отказа от любого сценария, предполагающего сдачу территорий. Границы Арцаха были установлены по итогам отражения двух азербайджанских агрессий.
Эта реальность уже не обратима. Нынешняя, конституционно закрепленная территория Арцаха не может быть предметом торга. Для того чтобы оставить будущим поколениям более-менее безопасную родину-Армению, мы должны сохранить нынешние границы Арцаха незыблемыми. Здесь одно замечание: эта наша позиция отнюдь не увеличивает вероятность возобновления военных действий. Даже если дипломатические реалии будут благоприятны для того, чтобы Азербайджан развязал третью агрессию, захватить территорию Арцаха настолько сложно, что Баку нужно будет хорошенько подумать, возобновлять военные действия или нет.
Президенту Алиеву будет очень сложно принять подобное решение, особенно после апрельского провала 2016 года. Между тем, уступив юг Арцаха, мы ставим под удар Сюник, поскольку становится осуществимой долгосрочная турко-азербайджанская цель — территориально связать Нахиджеван с Азербайджаном.
То есть мы отдаем территории, резко ослабляемся и получаем перспективу новой войны. И самое главное: ни одна чужая, даже союзническая миротворческая миссия не может подменить собой территории, являющиеся действительной гарантией безопасности. Их не может заменить и совместное членство РА и Азербайджана в одном военно-политическом блоке. Кстати, президент Беларуси ошибается, когда говорит, что «5 районов» пусты. Юг Кашатагского и Гадрутского районов Арцаха (то есть долина Аракса) заселен. Здесь имеются десятки благоустроенных населенных пунктов, таких как Ковсакан и Миджнаван (имеющие статус города), Муш, Ван, Алашкерт и многие другие общины в бассейне реки Вохчи; Воротан, Ишханадзор, Ерицванк и десятки других общин в бассейне реки Воротан.
В последние годы была основана община Араксашен — практически рядом с арцахско-азербайджанской границей. Конечно, здесь многое еще предстоит сделать. В этом смысле поистине стратегическое значение имеет капитальная реконструкция третьей дороги РА – Арцах, которая была построена еще в советское время, и в настоящее время от государственной границы Арцаха с Азербайджаном по долине Аракса доходит до общины Нрнадзор Сюникского марза РА. Об этой инициативе поистине общенационального значения недавно было объявлено после встречи президента Арцаха Бако Саакяна с благотворителями.
Соответственно, потенциал армянства нужно направить на то, чтобы как можно скорее реализовать эту жизненно важную инициативу.
Еще одно, на мой взгляд, очень актуальное соображение. В военно-политических событиях, разворачивающихся вокруг Арцаха, армянским сторонам нужно использовать военно-политический ресурс Апрельской четырехдневной войны. В частности, я неоднократно имел повод подчеркнуть: подписание соглашения о прекращении огня, имевшее место 5 апреля 2016 года в 12:00, является величайшей уступкой армянской стороны несостоявшемуся агрессору, исчерпавшему наступательный ресурс.
Следовательно, когда речь идет о «взаимных уступках, необходимых для урегулирования конфликта», мы должны четко заявить о том, что с нашей стороны уже была сделана серьезная уступка, которая пока что остается безответной. Должен с сожалением констатировать, что тема Апрельской четырехдневной войны у нас превращена в орудие нанесения болезненных ударов по сопернику во внутриполитической борьбе. То, что в результате спекуляций на апрельской теме в общественном восприятии сформировалось искаженное представление о Четырехдневной войне, это опасный факт. В частности, представлять Апрельскую четырехдневную войну в качестве провала означает крайнее преувеличивать негативные стороны действительности.
Да, итоги Апрельской четырехдневной войны нельзя квалифицировать как полную победу. Думаю, точной будет следующая оценка: Армия обороны Арцаха выполнила свою минимальную задачу и пресекла азербайджанскую агрессию на государственной границе — на глубине взвода. То есть противнику не удалось прорвать нашу оборону и проникнуть вглубь нашей территории. Иначе говоря, Армия обороны Арцаха сохранила завоевания Арцахской освободительной войны и подтвердила незыблемость государственных границ Арцаха. Соответственно, итог четырехдневных сражений уместно квалифицировать как минимальное достижение.
Да, в момент подписания прекращения огня в руках противника остались несколько наших опорных пунктов. Да, это была болезненная потеря. Бесспорно, эти опорные пункты были важны для обеспечения неприступности нашей обороны. Однако нельзя вдаваться в крайности и переоценивать значение потери этих опорных пунктов. Любой профессиональный военный подтвердит, что потеря этих опорных пунктов не дала противнику тактического преимущества. Однако сказанное вовсе не означает, что нужно смириться с потерей этих опорных пунктов. Вовсе нет, наоборот.
Более того, залогом надежного и более или менее продолжительного мира выступает риск потери азербайджанской стороной территорий в результате ее третьей агрессии. Только в этом случае агрессивная воинственность Баку отступит. Соответственно, необходимо сосредоточиться не только на идее возвращения утерянных опорных пунктов, но и поставить амбициозные цели в виде выхода на стратегическую, а затем и тактическую глубину в случае противостояния возможной третьей азербайджанской агрессии. Но, повторяю, перед этим необходимо ввести в дипломатический оборот довод о том, что армянская сторона уже сделала большую уступку провалившемуся Баку, подписав 5 апреля 2016 года соглашение о прекращении огня.
— Г-н Джамалян, в Арцахе был освобожден от должности командующий Армией обороны Левон Мнацаканян. Эта новость была неоднозначно принята обществом, более того, пока муссируются слухи, что отставки там еще продолжатся. По Вашему мнению, все это связано со сменой власти, и если да, то какие опасности вы видите?
— Новости об увольнении героических арцахских генералов действительно вызывают тревогу, а предположения о «приходе революции в Арцах» — тем паче. У меня был повод заявить, повторяю и сейчас: героические арцахские генералы являются столпами нашей государственности, яркими индивидуальностями, которые способны в миг опасности объединить вокруг себя сливки нации и повести их на поле битвы. И, кажется, худшие прогнозы не оправдались, и последние назначения вытекают из логики обычного кадрового движения в Армии обороны.
Если это действительно так, то не вижу причин для беспокойства, тем более что назначенный главнокомандующим Армией обороны, генерал-майор Карен Абрамян является знатоком своего дела, прошедшим славный боевой путь, и очень порядочным человеком. Конечно, следует по достоинству отметить и Левона Мнацаканяна, который имеет большие заслуги в деле укрепления боеспособности и Вооруженных сил РА, и Армии обороны Арцаха.
Беседовала Зварт ХАЧАТРЯН
Перевод с армянского — ПАНДУХТ
Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում