Требовательность – суть суда нашего народа: эксклюзивное интервью католикоса Арама Первого

Требовательность – суть суда нашего народа: эксклюзивное интервью католикоса Арама Первого

100-летие Геноцида армян – необычная дата; наряду с поминанием жертв Геноцида, должно быть ясно, в чем цель армянского народа, какова мишень и на чем надо ставить акцент. Об этом говорит Католикос Киликийский Арам Первый в эксклюзивном интервью, данном «Арменпресс» .

-Ваше преосвященство, в этом году исполняется 100 лет со дня Геноцида армян. Каков ваш наказ армянскому народу и международному сообществу?

– Когда около 3 лет назад мы начали готовиться к 100-летию Геноцида, мы подчеркнули следующее: 100-летие Геноцида армян – необычная дата, мы должны отметить ее так, чтобы она отличалась глубиной, содержанием и целями. Должно быть ясно, в чем цель армянского народа, какова мишень и на чем надо ставить акцент. Должны быть уточнены стратегические и тактические подходы. Не надо повторяться. Не надо 100-летие обозначать как пик нашей работы за 100 лет. Это всего лишь пик, есть и другие вершины, которые должны двигать работой Айдата. Мы попыта лись тремя словами сгустить наши задачи: помнить, напоминать, требовать. Вкратце поясню.

А. Собирательная память играет жизненное значение для существования народа. История – не только сведения о событиях и лицах, но и продолжающаяся и живая действительность. Собирательная память, от поколения к поколению, формирует самобытность и усиляет корни принадлежности. Собирательная память ведет поколения к будущему, сохраняя идеалы и стремления нации. Не так ли случилось с нашей собирательной памятью ста лет – в жизни следующего поколения.

Б. Необходимо превратить нашу память о прошлом в напоминание, направленное нашему окружению. Современный мир, в котором нет заборов, принуждает нас к тому, чтобы мы напоминали разными способами о том, что против армянского народа был осуществлен Геноцид, преступление продолжает оставаться безнаказанным. За прошедшие 100 лет проделана огромная работа. Пропаганда, издательство литературы, политическая активность, церковная, партийная, органы Айдата, Республика Армения за последние 20 лет – проделали огромную работу. Ее надо возобновить с новым напором, новыми методами, подходами, акцентами, поскольку изменился мир.

Г. Требовательность – суть суда нашего народа. Мы должны не только напоминать миру о Геноциде, совершенном против нашего народа, но и требовать справедливости. Мы должны оформить в духе требовательности программы по защите прав нашего народа, иначе наши человеческие права останутся полностью изнасилованными. Пролилась кровь полутора миллиона человек, конфискованы наши национальные, церковные и личные имения, причем, турками, совершившими геноцид. Мы не можем только скорбеть, писать и говорить. Мы должны требовать наши права – логично, запрограммированно, доказательно, без эмоций и несвоевременных подходов.

– Ваше преосвященство, какой урок мы должны почерпнуть из Геноцида и после 100-летия, каковы должны быть шаги армянского народа?

– Говоря о 100-летии, мы должны напоминать нашему народу, что надо смотреть дальше. Нельзя действовать в тесных рамках, как я уже сказал, 100-летие – не пик Айдата, это этап, который продвинет нас вперед, после того, как осмыслятся эти 100 лет. Затем объединенная борьба всего армянского народа заставит нас единым духом и программами проделать эту работу. Не надо объединяться только по случаю или по поводу, как, к сожалению, было эти 100 лет. Наше единение должно быть постоянным и обыденным, это и будет основой нашей требовательности. Надо разработать панармянское мышление, иначе наше единение будет зыбкими временным. Структуры, представляющие наш народ, естественно, во главе государства Армения, должны вместе подумать, как нам приобрести справедливые права нашего народа.

Всеармянская декларация – первый и важный шаг в этом направлении. Ей должны последовать реальные шаги и программа уточненных действий. Неоднократно я отмечал, что следует разделить работу. Армения будет делать свое, Диаспора – свое. Процессы дополнят друг друга.

Что касается слова и сути требовательности – пришло время, когда в центре нашей работы должно быть поле юриспруденции.

Тому назад десятки лет мы говорили об актуализации, политизации и интернационализации Айдата. Была проделана весомая работа. Продолжая это направление, необходимо войти в правовое поле. Надо быть реалистами – это не розовые тона. Международное право не особенно за нас. Геополитика – также. Наперекор этому, не надо пораженчески настраиваться. Киликийский католикосат преследует подобные цели.

Уже 3 года, как мы впряглись в особую деятельность. Готовим пакет документов, чтобы потребовать наш исторический католикосат в Сисе. Это нелегко, нужны время и деньги. После 100-летия надо сделать реальные шаги в этом направлении, важна будет роль Армении, она должна быть лидирующей, поскольку правопреемница суда армянского народа – Армения.

– Чего можно будет ожидать от международного сообщества в плане признания Геноцида армян? Должен ли в этом вопросе армянский народ полагаться только на себя?

– Процесс должен естественным путем продолжаться, некоторые государства, признав Геноцид, стали рядом с нами, другие – по тем или иным причинам, не признали Геноцид. Мы уверены, что внутри они поддерживают нас. Они прекрасно знают, что Геноцид – историческая быль. Мы не должны отрицательно относиться к таким странам, мы должны им дружески напоминать о наших ожиданиях. Не забывайте, что каждое государство действует в своих интересах, следовательно, армянский народ должен надеяться на свои силы. Как сказал Чаренц: «О, армянский на род, твое единственное спасение – в твоем единении». Наше единение, усиление Армении, укрепление независимости Арцаха, укрепление сотрудничества Армения-Диаспора – основы нашей силы единения. Это нам диктует наша многовековая история.

Интервью Асмик Арутюнян

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում