Члены сети, кассиры и “цорный список”

Истории пока что доподлинно неизвестно, стало ли простым совпадением проведение референдума в Арцахе и назначение Мехрибан Алиевой вице-президентом Азербайджана собственным мужем с разницей в один день. Возможно, Ильхам Гейдарыч рассчитывал, что его указ пройдет незамеченным под шумок отлично организованного и практически безупречно проведенного референдума и не удостоится такого же внимания со стороны международного сообщества. Тем более что последнее неизбежно проведет параллели между этими событиями и вывод будет отнюдь не в пользу диктатуры. Однако подчиненные, судя по всему, недооценили тонкость замысла патрона и принялись буквально извиваться в попытках заслужить благосклонность потенциальной регентши, наводнив СМИ огромадным количеством подобострастных, мягко говоря, заявлений.

Но даже столь замечательный указ президента оказался не в силах заставить деятелей азерпропа отвести завистливый взгляд от референдума в Арцахе. А поскольку иного способа отомстить, кроме как внесения в знаменитый черный список МИД да бесконечного тиражирования утверждений пары-тройки стран о непризнании итогов референдума, у них не имеется, то решили отыграться на наблюдателях. Правда, несогласованность действий и тут подвела азерпроповцев, вновь подчеркнув практическое бессилие соседней страны в попытках помешать арцахцам продолжать строить собственное государство. Так, в стремлении каким-то образом принизить значение референдума, журналисты посчитали число наблюдателей ничтожным, а вот сотрудники МИД, справедливо рассудив, что это вполне адекватное и внушительное количество, не нашли ничего лучшего, как… снизить его.

“Число прибывших в Карабах наблюдать за процессом было ничтожным – 104 человека из 30 стран, среди которых, можно сказать, не было никого из стран СНГ”, пишет, в частности, сайт взгляд.аз, тем самым исключив из СНГ Россию, откуда прибыла целая группа наблюдателей, а также – страшно сказать! – Беларусь. Но не это самое главное. Согласно автору, 104 наблюдателя на 104 566 избирателей и 11 избирательных участков – это “ничтожное число”, которое, как выясняется, стало “эффектом Лапшина”. На эту тему можно было либо долго распространяться, либо вообще проигнорировать в силу явной нелепости утверждений, но тут подоспел целый МИД Азербайджана, который решил по своему усмотрению сократить число наблюдателей – видать, из Баку оно лучше просчитывается. “В действительности эта цифра составляет около 25-30 человек, большинство которых ранее посещали оккупированные территории и уже находятся в черном списке МИД Азербайджана”, – заявил глава пресс-службы ведомства Хикмет Гаджиев. Надо признать, в чем-то он, проговорившись, прав: 25-30 человек из наблюдателей действительно уже находятся в “цорном списке”, а вот остальные – порядка 80 – пока не попадали в поле зрения бакинских церберов от дипломатии, теперь вот вдоволь добавив им работы.

Оособого внимания деятелей азерпропа удостоился известный правозащитник, писатель и журналист, сенатор Чехии и депутат Европарламента Яромир Штетина, который значится в этом почетном списке давно, как опять-таки справедливо отметил явно раздасованный тупоумием соплеменников Гаджиев. Ибо автор упомянутой статьи умудрился связать Яромира Штетину и бывшего азербайджанского политзаключенного, ныне директора действующего в Берлине независимого телеканала Meydan TV Эмина Милли в одну… “армянскую сеть”. Логика просто убийственна: поскольку в недавно проведенных в Европарламенте слушаниях (с которых сбежал, напомню, Ильхам Алиев) участвовали и Милли, и Штетина, то, как торжествующе восклицает автор, “настал момент истины и срываются маски!” Свое “членство” в “армянской сети”, добавляет он, Яромир Штетина подтвердил участием в арцахском референдуме в качестве наблюдателя, но и это еще не все. Оказывается, чешский политик – “один из основных спонсоров и координаторов Meydan TV”, “связующее звено между деньгами армянской диаспоры и Эмином Милли, своего рода кассир Meydan”, которому, согласно автору статьи, отдает приказы “господин – армянская диаспора”.

Мы не отказали себе в удовольствии процитировать весь этот бред не только с целью развеселить читателя. Безграмотность и примитивность азербайджанской пропаганды уже даже не поражает – она откровенно потешает. Ибо мало-мальски сведущие люди знают, что Яромир Штетина еще с 90-х годов активно занимается вооруженными конфликтами на территории бывшего СССР – вначале как военный корреспондент и представитель правозащитной организации People in Need (Человек в нужде), а затем как политик, член Верхней палаты парламента Чехии, а с 2014 года – депутат Европарламента. Регион карабахского конфликта давно стал для него одной из основных точек приложения сил: Штетина бывал здесь в самые тяжелые годы войны, выступая с позиций прав человека и демократии и никогда не скрывая свою принципиальную, честную и объективную позицию. И именно приверженностью демократическим ценностям объясняется его участие в слушаниях в Европарламенте по вопросу нарушений прав человека в Азербайджане.

Невежество автора статьи и привычка во всем видеть только “кассиров” и “членов армянской сети” вынудила даже МИД Азербайджана выступить с ликбезом и заявить о том, что чешский правозащитник и политик давно находится в черном списке – как, добавим, и множество других достойных, честных и принципиальных людей, представляющих самые разные сферы.

“Ни одна международная организация или государство не направляли представителей для наблюдения за этим незаконным “референдумом”, – отчаянно заявляет пресс-секретарь МИД Азербайджана. Не станем напоминать Хикмету о том, что ряд авторитетных международных организаций отказался посылать наблюдателей на тот самый референдум по поправкам в Конституцию, который предопределил сегодняшнее назначение мужем жены своим первым “вице”. Отметим лишь, что в Арцах люди приезжают не по чьему-то распоряжению, а в соответствии со своими представлениями об истинных ценностях, совести и чести. В этом смысле тому же Яромиру Штетине и его коллеге по Европарламенту Франку Энгелю не нужно ждать разрешения или направления со стороны кого бы то ни было. Как иронически заметил Энгель, он не собирается проводить в Азербайджане очередной отпуск. Смеем предположить, что этого не собираются делать ни Я. Штетина, ни остальные 102 наблюдателя из 30 стран мира, которые стали по сути дела первыми иностранцами, приехавшими теперь уже в Республику Арцах.

Марина ГРИГОРЯН

Голос Армении

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում