Проигрывают ли армяне информационную войну?

Проигрывают ли армяне информационную войну?

Я не знаю, кто запустил слух, что армяне проигрывают информационную войну. Возможно, мы сами. Возможно, мы все, особенно после 2 апреля 2016 года, стали искать причины происходящего. К тому времени стрелки компаса были окончательно свинчены. На главные вопросы они давали очень разные ответы: русские магнаты, продающие оружие, расслабленные армянские силовики, коррупция, колоссальный долг… Уже к июлю 2016-го пошли успокоительные сводки о довооружении армянской стороны, о том, что Армения прилагает все усилия, чтобы Россия перестала продавать оружие массового поражения мирного населения, и о том, что войны не хочет никто, кроме Азербайджана. 

Обычно, когда говорят о проигрыше в инфовойне, имеется в виду отсутствие рычагов влияния на общественное мнение россиян через их федеральные СМИ, что порождает в целом безразличие русских к теме Карабаха. Понятие «форпост» с легкой руки Сергея Шойгу стало условностью. При этом армяне точно знают, что Россия теряет Арцах только по причине собственной лени.

Русскоязычный сектор армянских СМИ выдает аналитику, публицистику с ее неистребимым юмором на очень качественном уровне. Другое дело, кто ее читает. Можно было бы провести контент-анализ армянских медиа, чтобы понять, какая часть новостей отходит на российскую тематику, и что составляет ее содержание, чтобы потом давить на болевые точки методом точечного массажа.

Если в случае армяно-российского диалога все пребывает в состоянии динамического равновесия по причине того, что диаспора многочисленна и успешна, то опасная ситуация создана в регионе Центральной Азии. Отсутствие посольства РА в Узбекистане и внятной информационной политики в Киргизии, Узбекистане, Казахстане, Таджикистане приводит к тому, что забив в поисковик «армяне в Узбекистане», третьей строкой выплывают фальсифицированные статьи узбекского лжеисторика Шухрата Саламова (Баласа) о том, как армяне вырезали узбеков. При этом армянская диаспора Узбекистана в реальности имеет опыт давнего и мирного проживания в этой республике. С 2008 года здесь существует культурологический журнал «Депи Апага», который возглавляет главный редактор Георгий Сааков. Армяне принимают участие даже в праздновании Новруза, а узбеки хранят память о легендарной артистке Тамаре-ханум Петросян, представлявшей культуру около 90 наций по всему миру.

Действительно, на стратегическом уровне армяне проигрывают информационную войну Азербайджану. Казалось бы, в информационное евразийское поле нужно вкачивать огромные средства для того, чтобы во время обострения событий на армяно-азербайджанской границе и риска обстрела армянских сел, школ, убийства детей, как это произошло в апреле 2016 года, общественные организации России выражали свое жесткое осуждение агрессии Баку. Как бы там ни было, время работает на армян. С каждым новым десятилетием институты власти Арцаха будут укрепляться, а те поколения азербайджанцев, которые проживали в НКР, будут уходить, как, впрочем, и углеводородные ресурсы. И воевать за землю, которую новые поколения азербайджанцев видели только на картинках, с каждым разом будет все труднее. В конце концов, славяне тоже когда-то жили на немецком острове Рюген и на Аляске.

Безусловно, случаются в медиапространстве кризисы перепроизводства. Есть в журналистике «синдром Доренко». Это значит такой антипиар человеку сделать, что его начнут любить. Очень сильно перегнуть палку и вызвать обратный эффект. Он с Лужковым так перестарался в 2003 году. Так что если понаставить заглушек в интернете так, что они будут оцениваться как Horror Vacui, «боязнь пустоты», то само собой возникнет справедливая оценка того, что оголтелое мифотворчество является обратной стороной неумения воевать, трусости на передовой и бесконечной риторики.

В настоящее время происходит следующее: Азербайджаном выигрываются сантиметры, теряются километры, Бюльбюль рвется в ЮНЕСКО, вице-премьер Ольга Голодец одобряет, но в СМИ и блогосферу поступают такие сюжеты в виде стихов Лейлы Алиевой и белого пиджака у белого рояля, поющего на ее стихи о любви к великому Гейдару, что видится только одно: миллиард вбуханных манатов и красная икра, из которой плодятся саламандры.

Валерия ОЛЮНИНА

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում