Bell в небе, Айк на земле

Bell в небе, Айк на земле

Почему Ереван не настаивает на полном эмбарго на продажу оружия сторонам карабахского конфликта?

Сообщения о новых витках гонки вооружений не перестают сотрясать регион. Не успели отгреметь скандалы с израильской Aeronautics, продававшей Азербайджану беспилотники, а затем с чешскими гаубицами Dana и Vampir, как вспыхнул новый – с белорусским “Полонезом”.

На прошлой неделе в “ГА” был опубликован материал о расследовании, проведенном Чешским телевидением, в котором говорилось о том, что вопреки эмбарго Евросоюза чешское и словацкое оружие продолжает поступать в Азербайджан через Израиль. Любопытно, что статья начиналась так: “Появилось сообщение о том, что Госдепартамент США будет отслеживать коммерческую активность военно-промышленных комплексов иностранных государств с целью контроля над соблюдением режима санкций и нераспространения вооружений. При этом имеются веские основания полагать, что под американский контроль попадут нашумевшие сделки с незаконными поставками вооружений из Чехии в Азербайджан через Израиль”.

Спустя считанные часы бакинские сайты сообщили, что 26 июня на военном параде будут продемонстрированы вертолеты американского производства Bell-412. Ранее министр обороны Гасанов заявил, что “Азербайджан приобрел вертолеты, способные уничтожать цели противника, не находясь на поле боя”.

Долгие годы считалось, что США и Евросоюз запретили на своей территории продажу оружия сторонам карабахского конфликта, не желая накалять ситуацию. Сообщение о вертолетах частично разрушает это мнение – частично, поскольку они вполне могли попасть в Баку через третью страну, благо примеры имеются. Тем не менее сенсационное сообщение не послужило для руководства Армении сигналом к действию: не последовало заявлений ни МИД, ни Минобороны, ни иной структуры. Зато Армянский национальный комитет Америки направил письмо главам соответствующих комитетов Сената и Конгресса с просьбой предоставить окончательное объяснение всех установленных законом ограничений, запретов исполнительной власти и других практик в отношении прямой продажи или передачи третьей стороной военного оборудования или технологий Азербайджану со стороны США. В письме также содержится просьба перечислить все прошлые и ожидаемые прямые продажи или продажи через третью сторону военного оборудования или технологий американского производства в Азербайджан, включая описания оборудования, соответствующие даты, затраты и другие данные.

Единственным официальным лицом в РА, отреагировавшим на сей тревожный факт, стала вице-спикер парламента Арпине Ованнисян. В письме американским конгрессменам Джеки Спир и Тулси Габарди она отметила, что появление летательных аппаратов дает повод к многочисленным вопросам и беспокойству. “Было бы полезно узнать все конституционные ограничения. Исполнительной власти и другим политическим структурам, как и третьей стороне, запрещается передача и продажа Азербайджану технологий и военной продукции производства США. Буду рада, если вы разделите мое беспокойство и проследите за этим, а также, если возможно, предоставите мне информацию относительно указанного вопроса”, – написала Ованнисян.

Отвечая на вопрос Panorama.am о том, намерено ли оборонное ведомство направить запрос американским коллегам, пресс-секретарь МО Арцрун Ованнисян сказал: “Необязательно, чтобы МО конкретно что-то предприняло. Мы видели сообщение, изучим, потом посмотрим”. Четкие разъяснения дал политолог Сурен Саркисян. Напомнив, что в США законодательно запрещена поставка оружия сторонам конфликта, он написал в своем микроблоге в Твиттер, что “армянская сторона в лице Минобороны, Совета безопасности, МИД, а также действующих в США лоббистских структур должна предпринять меры, чтобы выяснить, каким образом американские вертолеты оказались в распоряжении Баку – США сами их поставили или же они были перепроданы Азербайджану?”.

В интервью сайту Haydzayn.am Саркисян также отметил, что, по всей вероятности, вертолеты были все же проданы Азербайджану третьей страной. “Надо помочь американцам расследовать и выяснить, какая именно страна перепродала их. Эти вертолеты есть у более чем 10 государств, в том числе Саудовской Аравии, Пакистана, Турции. Возможно, какая-либо страна приобрела вертолеты, а затем перепродала Азербайджану”, – сказал Саркисян, отметив, что письмо АНКА с протестом уже достигло Конгресса, Госдепартамента и Пентагона. На вопрос, могут ли США применить санкции в отношении перепродавшего вертолеты государства, политолог не исключил такую возможность, призвав дождаться результатов расследования. Сурен Саркисян также сообщил, что в договорах о покупке оружия у США отмечается, что оно не подлежит перепродаже в третью страну либо это может быть сделано только с согласия американцев.

Вопрос о том, каким именно образом в Баку появились вертолеты американского производства, на самом деле является ключевым. Потому что одно дело, если они были в нарушение местного законодательства проданы Азербайджану напрямую, и совсем другое, если и здесь замешана третья сторона. Хорошо, что АНКА поднял вопрос в самом Вашингтоне. Но возникает вопрос: неужели уровень вице-спикера НС, да еще от оппозиционной партии, – единственное, на что способен официальный Ереван? Почему нет соответствующего заявления ни от МИД, ни от Минобороны (интересно, сколько времени им нужно, чтобы “изучить, потом посмотреть”?), ни от Совета нацбезопасности, ни от иных структур исполнительной власти? Вопрос ведь крайне важный и непосредственно касается безопасности Армении и Арцаха.

Стоит отметить, что ранее, стоило только появиться сообщениям о продаже оружия Армении, как из Баку немедленно следовала нота протеста стране-продавцу. Сегодня, когда ситуация в регионе крайне напряженная, когда Азербайджан не скрывает, что готовится к войне, подобная безмятежность армянских властей более чем необъяснима. Тем более что речь в первую очередь идет о расследовании, которое в интересах самих США, долго и по праву гордившихся тем, что, в отличие от России, они запретили продажу вооружений конфликтующим сторонам. И это, кстати, было немаловажным имиджеобразующим компонентом для стран-сопредседателей. Если проглотить появление и американского оружия в Азербайджане, гонка вооружений неизбежно станет неконтролируемой со всеми вытекающими последствиями для региона. Армянская сторона своей активностью на самом высоком уровне может и обязана предотвратить подобные развития.

Напомню, что в мае 2016-го – всего месяц спустя после Апреля, замминистра ИД РА Шаварш Кочарян заявил: “Я сторонник ввода полного эмбарго на продажу оружия всем сторонам конфликта в регионе. Страны -члены МГ ОБСЕ могут достичь этого в Совбезе ООН”. Судя по всему, абсолютно обоснованное личное мнение замминистра так и не стало официальной позицией Армении. Что не может, мягко говоря, не настораживать.

…Один из пользователей Фейсбук написал, что если в Баку появился Bell, значит Армения должна стать единым Айком, и что история, дескать, повторяется. Поиски символизма в столь серьезном вопросе, возможно, оправданны в соцсетях, но реальная политика требует не мифологии, а реальных и очень жестких шагов. И именно вопрос американских вертолетов может стать своего рода лакмусовой бумажкой для новой власти, способной проявить их мнимое или реальное отличие от прежней.

Марина ГРИГОРЯН
Голос Армении

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում