Вирус раздора: президент Турции и мэр Стамбула не общаются на фоне пандемии

Вирус раздора: президент Турции и мэр Стамбула не общаются на фоне пандемии

Пандемия коронавируса нового типа (Covid-19) разожгла в Турции соперничество между президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом и мэром Стамбула Экремом Имамоглу, представителем главной оппозиционной силы страны — Республиканской народной партии (РНП). Дело в том, что глава турецкого государства и стамбульский градоначальник всё больше расходятся в оценках того, какие меры следует принять для обеспечения эффективной борьбы с распространением коронавирусной инфекции.

Один из пунктов противоречий — вопрос сбора средств для нужд крупнейшего мегаполиса Турции в «битве» с коронавирусом. Правительство в Анкаре заявило, что кампания по сбору денег, инициированная Имамоглу, является «незаконной», и стало угрожать ему «привлечением к ответственности».

Мэр Стамбула, которого считают возможным будущим кандидатом в президенты страны и основным конкурентом Эрдогана, на этой неделе начал кампанию под лозунгом «Мы добьемся успеха вместе», стремясь получить денежные средства и другие пожертвования от состоятельных граждан для сотен тысяч нуждающихся стамбульцев. Начинание не понравилось турецкому лидеру, и уже под его патронажем был дан старт «конкурирующей кампании» под вывеской «Национальная солидарность». Одновременно Эрдоган пообещал выделить на цели борьбы с коронавирусом денежную сумму, эквивалентную семи президентским зарплатам.

Свою оценку «самодеятельности» градоначальника-оппозиционера дало и Министерство внутренних дел Турции. Там указали, что кампания Имамоглу противоречит закону, требующему получения разрешения от центральных властей, прежде чем собирать деньги для нуждающихся. В МВД также намекнули на возможное привлечение мэра к ответственности за «незаконную деятельность».

Впрочем, как отмечают местные комментаторы, сбор пожертвований — это лишь один из элементов разгорающихся противоречий и соперничества между президентом и градоначальником. Имамоглу стал настаивать на необходимости введения в Стамбуле, где проживает около 16 миллионов человек, полного карантина для замедления темпов распространения коронавируса со всеми вытекающими из этого транспортными, коммерческими, социальными и другими ограничениями. Однако Эрдоган противится «тотальной блокировке» не только Стамбула, но и любого другого города страны.

Количество подтверждённых случаев коронавирусной инфекции в Турции, по данным на текущий час, выросло до 13 531, что делает её 10-й наиболее страдающей от пандемии страной в мире с 214 летальными исходами. Но Эрдоган не спешит не только с тотальным карантином, но даже с введением хотя бы умеренного по своим ограничениям режима чрезвычайного положения. Ранее он призвал граждан лишь придерживаться «добровольного карантина», а 25 марта вовсе заявил, что за две-три недели Турция подавит пандемию.

Причины, по которой режим тотальной блокировки не задействован в Турции, неизвестны. Имеются предположения, что это может быть связано с нежеланием главы государства привлекать армию для контроля над улицами турецких городов в случае введения чрезвычайного положения и комендантского часа. Ещё одна возможная причина — Эрдоган может опасаться недовольства со стороны местного бизнеса, интересы которого будут непременно затронуты в случае установления полного карантина.

Имамоглу ранее признался, что не обсуждал тему коронавируса с Эрдоганом с тех пор, как 11 марта в Турции был зарегистрирован первый случай заболевания. Налицо отсутствие рабочего контакта между главой государства и мэром крупнейшего мегаполиса по жизненно важным вопросам. Это дало поводы турецким комментаторам резонно предположить, что оба политика и, прежде всего сам Эрдоган, который является лидером правящей Партии справедливости и развития, не могут преодолеть политические предубеждению по отношению друг к другу во имя решения общенациональных вопросов.

«Очевидно, что Стамбул сейчас является основным центром этой болезни, — сказал недавно Имамоглу в беседе с американским телеканалом Fox News. — Если только 15% людей заразятся в Стамбуле, то это 2,5 миллиона человек — столько же, сколько всё население некоторых городов Европы, которые ныне оплакивают своё положение».

Как сообщало EADaily, на фоне пандемии турецкая оппозиция усилила критику в адрес правительства Эрдогана. РНП призвала к введению в стране полного карантина. «На данном этапе становится очевидным, что нам нужен всеобъемлющий, широкий и эффективный карантин», — заявил 28 марта председатель РНП Кемаль Кылычдароглу.
«Невозможно решить эту проблему с помощью таких (добровольных) кампаний, как „Оставайся дома, Турция“, оставляя это на усмотрение и инициативу наших граждан, не предоставляя им никакого денежного возмещения или гарантии занятости, оставляя их на произвол судьбы», — сказал глава турецких республиканцев.

Напомним, Турция остановила 28 марта всё междугороднее железнодорожное сообщение в рамках новых мер по борьбе с коронавирусом. За день до этого власти распорядились приостановить авиасообщение с внешним миром. Закрыты все учебные заведения, кафе и бары, запрещены массовые молитвы, отложены спортивные матчи. Однако решения о введении чрезвычайного положения в связи с пандемией и установления жёстких ограничений на передвижения граждан до сих пор нет.

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում