Гробовщик: воспоминания Арцахской войны

Гробовщик: воспоминания Арцахской войны

Что может объединить народ, если не всеобщая опасность, бедствие, испытание. В этом смысле Арцахская война, несмотря на принесенные ею многочисленные потери, а также победы, добытые ценою крови, имела великую и неоценимую важность для армянского народа и, в особенности, для арцахцев. Наш народ стал единой сплоченной семьей, где не было чужой боли. Боль каждой жертвы была равной для всех, для всех без остатка.
Я разговариваю с тикин Анаит, которая в годы Арцахской освободительной войны вначале была зачислена добровольцем в состав 6-ой роты, а затем — 32-ого батальона, и шла в бой вместе с ребятами в качестве медсестры. История, которую тикин Анаит вспоминает сквозь слезы, — это шокирующие воспоминания о человеке, о человечном, о жестокости войны.

Во время войны, когда на фронте было много жертв, в основном всегда возникала проблема с преданием земле погибших ребят: не было гробов. Все мастера в основном находились на фронте, а занимавшиеся этой работой несколько пожилых мастеров попросту не успевали…

Тогда гадрутец дядя Каро решает взвалить на себя это тяжелое дело. Каждый день — новые гробы, и с каждым гробом — горечь и боль… Ведь изготавливая каждый гроб, он знал, для кого тот предназначался: один был сыном соседа, другой – племянником, третий – сыном друга детства…

Много раз и его сын, Самвел, приходил к отцу с друзьями, понурившими головы, чтобы сообщить размер гробов для погибших товарищей…

И вот в один из дней к господину Каро приходят боевые друзья его сына. Но без Самвела. Мастер Каро ничего не спросил, он долгим взглядом обвел подавленных друзей сына и все понял…

Воцарилась полная тишина, и мастеру в этот раз не нужно было сообщать размеры. Дядя Каро лучше всех знал погибшего — с самого дня его рождения…

Спустя час раздался звук молотка мастера вместе с громкими и непрекращающимися скорбными причитаниями мужчины.
Сын мастера Каро, 18-летний Самвел, геройски погиб в 1993 году в боях за освобождение Физули. Спустя несколько ушел из жизни и мастер Каро.

А эта история, до сих пор жившая лишь в воспоминаниях тикин Анаит, отныне пускай живет в сердце каждого армянина как печальная история о человеческом сострадании. А еще о жестоком лице войны.

Наири АЙРАПЕТЯН

Перевод с армянского – ПАНДУХТ

Оригинал публикации — здесь

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում