Признание во имя спасения – отделение уже состоялось

Признание во имя спасения – отделение уже состоялось

На 13-й день ожесточенных боев на арцахском фронте в дело вступила наконец дипломатия – вступила очень трудно, судя по 11-часовым переговорам, и крайне условно, как показали дальнейшие события. Как будет Алиев соблюдать временный режим прекращения огня и будет ли вообще, как будут развиваться события на фронте военном и дипломатическом – покажет время. Однако, наряду с оперативными ситуационными действиями и шагами, армянская дипломатия на всех уровнях – и МИД, и парламента, и правительства в целом обязаны прорабатывать тот круг вопросов, за включение и реализацию которых предстоит биться за столом переговоров.

НА ФОНЕ НЕПРЕКРАЩАЮЩЕЙСЯ БЕСПРЕЦЕДЕНТНОЙ военной агрессии Азербайджана и Турции еще более четко и безальтернативно прочерчивается давно понятный и многократно озвученный аналитиками императив выдвижения армянскими сторонами новых формул, новых подходов, новой тактики и новой стратегии в переговорном процессе, который, несмотря на все усилия Алиева и Эрдогана, скорее всего, все-таки начнется. Пакет императивных положений также известен давно, однако в последние годы эксперты и политики все чаще говорили о необходимости включения в него концепции «отделение во имя спасения»
(Remedial secession).

Эту формулу применительно к Арцаху еще в 2014 году предложил профессор Гамбургского университета Отто Люхтерхандт. “С точки зрения международного права в самых экстремальных ситуациях возможен акт сецессии, когда часть одного государства отсоединяется от него и присоединяется к другому государству. В английском праве это называется remedial secession, а в немецком означает невыносимую, требующую изменений ситуацию. Эта норма в вашем случае может быть применима с учетом того, что в отношении армянского народа еще с конца XIX – начала XX века применялась геноцидальная политика, в результате которой нации нанесена ощутимая по сей день глубокая травма», – сказал он в интервью «ГА».

Шесть лет назад немецкий профессор связывал необходимость применения данной концепции с глубокой травмой, нанесенной армянскому народу Геноцидом 1915 года. Однако сейчас мы уже имеем новую, продолжающуюся и нарастающую ежесекундно уже даже не угрозу, а демонстративную и нескрываемую попытку вновь совершить геноцид. То, что Алиев и Эрдоган творят в Арцахе и уже и в Армении, означает именно это и ничто иное.

Почему турки так нещадно бомбят и обстреливают Арцах, в том числе Шуши и Степанакерт? Среди ряда иных важных причин налицо стремление реализовать то, о чем многократно заявлялось если не прямым текстом, то косвенно: Арцах – Нагорный Карабах нужен туркам без армян и без следов армянского присутствия. В том числе и поэтому они уже сегодня начали куда более активно убивать армян и разрушать все в Арцахе, что так или иначе связанно с армянами. То есть – ВСЕ.

Это, повторю, становится очевиднее, и масштабно-нагляднее с каждой минутой, с каждой новой ракетой и снарядом, упавшими на Степанакерт и Шуши, с каждой новой атакой на армянские города и села и с каждым новым ударом по армянским святыням. Доказательства этому ежедневно предоставляет омбудсмен Арцаха и его команда, которые в тяжелейших и опаснейших условиях фиксируют и публикуют все новые и новые конкретные факты геноцидальной политики Азербайджана и стоящей за ним Турции.

НА ДНЯХ ПОДОБНЫЙ ПОДХОД БЫЛ предложен и в решении городского совета Женевы, принятом буквально за день до визита в этот город и переговоров посредников с министром ИД Азербайджана. Наряду с осуждением военной агрессии Азербайджана, признанием права армян Арцаха на самоопределение и принуждением заморозить активы клана Алиевых в Швейцарии, в тексте есть такое положение: «Женевский городской Совет признает право армян Нагорного Карабаха на самоопределение как единственную возможность гарантирования его безопасности». Это и есть в чистом виде концепция «отделение ради спасения», что отметил даже первый президент РА, в 1992 году заявлявший о согласии оставить Нагорный Карабах в составе Азербайджана.

«Требование применения этой доктрины – самая перспективная возможность урегулирования карабахского конфликта, от которой армянская дипломатия не имеет права отказаться», – заявил Тер-Петросян, и это тот редкий случай, когда c ним невозможно не согласиться.

Между тем, вернувшись из Москвы после 11-часовых переговоров, министр иностранных дел Армении Зограб Мнацаканян заявил следующее: «Надеюсь, что сумеем 10 октября после 12:00 приостановить этот действительно серьезный вызов, ситуацию, которая угрожает нашим соотечественникам. Всё это вновь доказало, что наша обеспокоенность по поводу физической безопасности полностью оправдана. В этом смысле в мирном переговорном процессе для нас приоритетом было и остается верховенство безопасности наших соотечественников, особое значение имеют признание права на выражение их права на самоопределение, закрепление этого права, что именно они должны решать свою судьбу в качестве единицы, признанной всеми сторонами в качестве независимого государства».

Увы, полдень 10 октября не оправдал надежд – и это было полностью предсказуемо для экспертов. Алиев не остановится ни перед чем просто потому, что у него нет иного выхода. Именно поэтому надо переходить от все еще осторожных дипломатических формулировок к жестким концептуальным требованиям – иного выхода у нас нет на поле дипломатии, как нет альтернативы у нашей армии, кроме как биться насмерть за победу. И многочисленным заявлениям высоких чинов Армении, в том числе – премьера, президента и министра ИД о нависшей над армянами Арцаха угрозе нового геноцида необходимо дать практический ход и реально осязаемый характер.

В КОНТЕКСТЕ ТОГО, ЧТО СКАЗАЛ МНАЦАКАНЯН, вырисовывается, однако, несколько иная интерпретация указанной концепции. Вчера ее предложил бывший омбудсмен Арцаха правозащитник Рубен Меликян, который заменил слово «отделение» на «признание» – remedial recognition. «В рамках концепции «признание во имя спасения признание независимости Республики Арцах становится актуальной задачей», – написал Меликян. И объяснил замену «отделения» на «признание»: отделение уже состоялось.
Собственно, в этом словосочетании четко и емко сформулировано именно то, о чем говорит министр Мнацаканян: признание независимости, гарантирующее безопасность. Международное признание как политический шаг членов мирового сообщества в ответ на осуществление Турцией и Азербайджаном нового геноцида армян.

Армянская дипломатия просто обязана сделать эту концепцию одним из ключевых пунктов своей новой (надеемся, она уже формируется) политики в вопросе Арцаха. Те страны и организации, которые в свое время признали Геноцид армян, те штаты США и Австралии, как и города, признавшие независимость Арцаха, должны быть вовлечены в этот процесс при активнейшей работе армянской стороны на всех уровнях – правительственном, парламентском, общественном, диаспоральном. Для этого есть все аргументы и все факты и их более, чем достаточно.

Иного просто не дано – слишком велика нависшая над Родиной опасность.

Марина ГРИГОРЯН

Голос Армении

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում