Где проходит граница?

Где проходит граница?

Последние события на киргизско-таджикской границе и вокруг одного судебного процесса в Грузии наглядно преподали нам два важных урока. Во-первых, что бывает, когда рубеж между странами проходит, как говорится “абы как”. И, во-вторых, как следует государству, образно выражаясь, грызть горло плутоватым чинушам, отважившимся либо из корысти, либо из банального разгильдяйства раздаривать отечественные земли жадным соседям.

Пойдем по порядку.

Оказывается, граница (если ее можно так назвать) Армении с Азербайджаном в районе Сюника нынче пролегает точно по тому же принципу, что и между Киргизией и Таджикистаном, то есть, абсолютно без какого либо принципа, без логики, абы как. Таковой она была оставлена нам в наследство от СССР. Просто в 90-е, благодаря воле и усердию гордого поколения вопрос был решен посредством создания глубокой зоны безопасности от Капана до Горадиза, что помогло избежать систематических случаев кровопролития и всевозможных стычек по периметру сюникского рубежа. Нынешние же наши власти в погоне за иллюзорным “сергоджановским” пацифизмом или в угоду господину Соросу или за оплату в нефтедолларах вернули приграничный сюникский вопрос в прежнее состояние запущенности и бардака, когда непонятно почему и сообразно какой логике условная линия разделение республик выделывала совершенно немыслимые петли и “кульбиты” на ровном месте. Почему, спрашивается, курятник условного дяди Хачика должен был быть на территории Азербайджана, а условный дядя Тофик в походе к своему нужнику в огороде должен был по факту пересекать армянскую границу? А ведь ситуация опять подведена именно в это совковое состояние.

Допустим, советские власти специально вычерчивали такие безобразные границы, руководствуясь хитрой политикой поддержания межнациональной конфликтности. Дядя Тофик мог присвоить яйца из под кур дяди Хачика, ссылаясь на то, что произведены на свет они были на азербайджанской территории. А дядя Хачик мог в ответ на эту провокацию устроить засаду дяде Тофику и запереть его на целые сутки в “анклавном” нужнике. После этого в дело мог вмешаться условный товарищ Иванов из самых высочайших инстанций, потрясти пальцем обоим, призвать их к благоразумию, попугать последствиями вражды и усмирить соседей. Таким образом, зависимые и уязвимые дядя Хачик и дядя Тофик всегда были в кармане у центральной власти. Вечная взаимная ненависть не давала им возможности самостоятельно пойти на мировую друг с другом и, тем самым, минимизировать зависимость от товарища Иванова.

Однако возникает вопрос: действительно ли нынешние армянские власти думают, что возвращая линию границы к исходной точке конца 80-их прошлого века, они получат долгожданный мир и согласие? Неужели они не считают необходимостью даже находясь в статусе побежденного любой ценой не допустить Азербайджан к восстановлению оставленных еще от союза несуразных границ в Сюнике? Ведь эти границы потенциально взрывоопасны даже в том случае, если государственной идеологией Азербайджане станет пацифизм.

Министр иностранных дел Армении Айвазян говорит, что граница не делимитирована и не демаркирована и эти работы будут проводиться после установления дипотношений между Армений и Азербайджаном. Предположим, это так. Но в таком случае почему азербайджанцы официально заявляют, что границы уже восстановлены и вместе с тем постоянно корректирует локацию своих постов передвигает их в глубь армянской территории и все время ссылается на пресловутые данные GPS?

А теперь представьте, что анонсированные Айвазяном дипотношения не устанавливаются в ближайший год, десять, тридцать лет, наконец, вечно, что более близко к истине… Это будет значить, что даже при официальном отсутствии войны между Ереваном и Баку, Сюник превратится в киргизский Баткен с постоянными стычками сельчан, перестрелками между пограничниками, угонами заложников, побиваниями друг друга камнями. Поводом может стать что угодно: спор из-за воды, бранное слово, украденный гусь или заплутавшая корова…

Кто-то из отъявленных армянских пацифистов, которых за последнее время развелось, как нерезаных собак, скажет, что, дескать, не надо сгущать краски. Ведь жили же, мол, когда-то худо–бедно вместе те же самые дядя Хачик с дядей Тофиком, свыкшись с несуразной локацией курятника с нужником. Однако будем вынуждены развеять эти похабно-романтические нотки. Все дело в том, что потомки дяди Тофика давно уже освоились на Апшероне, в Баку, Москве или Владивостоке и приезжать на место обитания предка вряд ли собираются. Ни к чему им это. А вот вместо них границу с Сюником Баку заселит своими новыми друзьями из Идлиба, Хомса и Хамы, теми самыми, которые с криками “аллаху акбар” в последнюю войну бросились резать “карабахских кафиров”.
Хотелось бы знать как будет житься шурнухцу с этим племенем на дистанции разграничения в 6 метров. Может наши пацифисты подсказали бы это шурнухцу или лучше показали бы на собственном примере…

Ну и наконец, обратимся ко второму уроку, который следовало бы нам намотать на ус. Относится он к тому, как должно государство грызться за каждый сантиметр приграничной своей земли и как наказывать чиновников, из корысти или из халатности разбазаривающих родину кусочками. Речь идет о бывших грузинских должностных лицах Ивери Мелашвили и Натальи Ильичевой, которые будучи уполномоченными возглавлять грузинскую часть совместной комиссии по делимитации и демаркации грузино-азербайджанской границы, согласно обвинению грузинской прокуратуры создали все необходимые условия, чтобы на спорных участках государственный рубеж был проведен преимущественно в пользу Баку. Мелашвили и Ильичева использовали в процессе делимитации лишь те редакции административных карт времен СССР, на которых сотни гектаров спорной земли вместе с большей частью монастырского комплекса Давид Гареджи были обозначены в качестве территорий АзССР. Естественно, что следствие, а затем и суд усмотрели в этом корыстный умысел и нынче уличные в предательстве государственных интересов Мелашвили с Ильичевой, навсегда лишенные званий и регалий, опозоренные и забитые уже длительное время тщетно пытаются отмыться и увильнуть от жестокого приговора, который им наверняка будет вынесен в скором времени.

А посему вернемся к нашим, отечественным баранам, тем самым чинушам, которые от имени Республики Армения, оказывается, уполномочены плевать с высокой колокольни на то, что творится с границами в Сюнике. Выходит, у нас в стране никто не в ответе за творящийся на границе бардак, и единственным фактическим регулятором границы почему-то является GPS-навигатор в телефоне азербайджанского офицера.

Складывается ощущение, что не будь этой технической новинки современности, азербайджанский офицер руководствовался бы природным рефлексом собачек, метящих свою территорию. Мол где расстегну ширинку – там и граница. И наши бараны, молча кивали бы в знак согласия. Дескать,чего уж тут противиться? Человек первым пометил- значит там и начинается его территория…

Словом, нет у нас собственных мелашвили и ильичевых, кому следовало бы держать ответ за приграниный балаган в Сюнике.

Воистину, все это было бы смешно, если не было… нет, не грустно, а трагично. Знаете ли, все эти наблюдения и размышления изложенные выше, в конце данной публикации резюмируются не в какое-нибудь итоговое умозаключение о проблематике армяно-азербайджанской границы, а наталкивают на отвлеченные психо-философские суждения о границе между человеческой аморальностью и откровенным кретинизмом. Где в характеристике наших государственных мужей кончается одно и начинается другое? Не известно совсем. Как и, ровным счетом не ясно, какое качество из двух хуже…

А мы говорим, уроки…

Богдан АТАНЕСЯН

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում