Удинский друг не представляет всей подлости режима Ильхама Алиева

Интервью политолога Левона МЕЛИК-ШАХНАЗАРЯНА агентству Times.am.  

Азербайджанское агентство «Вести» выдало сенсацию, оказывается, этнический удин Аркадий Владимирович, у которого я брал интервью, не кто иной, как Левон Мелик-Шахназарян. Что Вы скажете на это?

– Скажу, что скудость фантазии наших оппонентов давно уже перестала удивлять меня. Когда пишется правда о закавказских турках, у них цепенеют мозги. Азербайджанская пресса «видела мою руку» в статьях Сагатела Баквешиняна, Раздана Мадояна, Вагифа Керимова, Кристины Анчаровой, Сабины Салим, Бориса Оганова и других авторов Voskanapat.info. Теперь вот, этнический удин Аркадий Владимирович. Конечно, мне льстит, что статьи интеллектуальных, высокопорядочных и патриотично настроенных авторов, в ряду которых немало людей из числа автохтонных народов Азербайджана, приписываются мне, однако, увы, я – не они. Что же касается Аркадия Владимировича, то скажу то, что тебе хорошо известно. Имя этого человека слегка изменено.

Проблема, конечно, не в нем самом, а в фашистском режиме Азербайджана. У Аркадия Владимировича, который, кстати, хорошо знаком с Р. Мобили,  в Нидже живут ближайшие родственники, и забота об их безопасности вынудила нас принять необходимые меры предосторожности. Я вовсе не намерен отдавать людей на растерзание. Власть в Азербайджане способна на любую подлость, в том числе на «месть» по отношению к безвинным людям. Вот парочка свежих примеров.

В Азербайджане живет Идрак Аббасов – мужественный человек и известный оппозиционный журналист. Не имея возможности опровергнуть его статьи, изобличающие преступления фашистского режима Ильхама Алиева и незаконный снос сотен и тысяч домов в бакинском поселке Сулутапа, Азербайджан грязно мстит журналисту. Только в текущем году тяжелым избиениям подверглись отец и мать журналиста, его братья и невестки. 6 марта его пятилетнего сына сбила машина. Водитель известен, он, кстати, ездил без документа, дающего право на вождение, но никакого наказания за это преступление он не понес. Сам Идрак в последний раз был избит до полусмерти 18 апреля, и долгое время пролежал в реанимационном отделении.

Другой пример. 10 мая на митинге в Баку выступила женщина – Ширинбаджи Рзаева, резко раскритиковавшая Ильхама Алиева за нарушения прав жителей Азербайджана  на частную собственность. А 12 мая был арестован ее сын – Ильгар Рзаев. Прибывшие к ним с обыском полицейские «обнаружили неизвестный порошок», как ты понимаешь, «наркотик». В Азербайджане собственное население держат за круглых идиотов. Даже если Ильгар Рзаев был бы замешан в каких-либо делах, связанных с наркотиками, то, зная о внимании органов к их семье, они, думается, догадались бы почистить дом. Кстати скажу, что дом Ширинбаджи Рзаевой был разрушен спустя несколько дней после ареста его сына.

Всем хорошо известны и злоключения известной азербайджанской журналистки Хадиджи Исмаиловой. Агенты МНБ Азербайджана установили в ее бакинском доме скрытые камеры, а затем запустили в интернете видеоматериалы из ее личной жизни. Это – мрази, в целях защиты фашистского режима способные на любую подлость. Проводимый в Азербайджане террор против собственного населения и стал причиной того, что я настоял на незначительном изменении имени Аркадия Владимировича. Ты уже знаешь, что он – человек мужественный, и очень хотел выступить под своим настоящим именем. Однако я принял иное решение, ибо уверен, что наш удинский друг, уже 20 с лишним лет постоянно проживающий в России, просто не представляет хорошо известную мне степени подлости режима Ильхама Алиева. И если кто-то в Азербайджане потирает руки в надежде, что я назову истинное имя этого человека, то он пока ошибается. Подчеркиваю, пока, так как это время обязательно настанет. А пока он останется Аркадием Владимировичем и активным членомкомитета «Мост братства».

– Может ли Ваше сообщение о том, что имя Аркадия Владимировича несколько изменено, принизить значение его слов?

– Для мыслящего человека нисколько. Какое значение имеет истинное имя человека, если все сказанное им – правда. Обрати внимание: давший интервью агентству «Вести» Роберт Мобили даже не попытался опровергнуть что-либо из сказанного Аркадием Владимировичем. Вообще, очень часто создается впечатление, что азербайджанские авторы, к какой бы национальности они себя не причисляли, просто бездумно повторяют штампы государственной пропаганды. Более того, они сами придумывают «факты», а потом отважно их «опровергают» с помощью тех же штампов. Например, наш друг не говорил, что он родился в Нидже, и Мобили просто приписал ему эти слова.

Процитирую пару фраз из интервью Аркадия Владимировича. «Мы жили в своих районах вперемежку с родственными народами: лезгинами, рутулами, крызами, будухами…», «Удины – лезгиноязычный народ, мы с лезгинами одного корня и происхождения. Будучи братьями с лезгинами, мы, как и сами лезгины, всегда поддерживали дружеские отношения с армянами». Он сожалеет, что «близкородственные народы не успели слиться в единую нацию». А теперь процитирую, не исправляя стилистических и орфографических ошибок и не убирая лишних кавычек, вопрос азербайджанского журналиста Роберту Мобили: «Этот «Аркадий Владимирович» утверждает, что армяне и удины – братья и кровные близкородные друг к другу народы. Насколько это верно?»

Вот так и делается азербайджанская пропаганда. На основе лжи, фальсификаций и подтасовок.

– Роберт Мобили утверждает, что во время агрессии против Республики Арцах удины в вооруженные силы Азербайджана не призывались.

– Да, удины – жители села Нидж – действительно не призывались – руководство Азербайджана, осведомленное о тысячелетней дружбе армянского и удинского народов, не доверяло им. Однако удины из других населенных пунктов этой республики насильно отправлялись на фронт. В Азербайджане катастрофически не хватало людей, готовых погибнуть в армянских горах Арцаха, и  в республике регулярно проводились облавы на молодых людей. Их вытаскивали из постелей, отлавливали в кинотеатрах, кафе, просто на улицах Баку и других городов Азербайджана и отправляли на фронт. В этих условиях, как и во время погромов, никто и не пытался разбираться в этнической принадлежности согнанных на сборный пункт молодых ребят.

Однако с самого начала Арцахского движения Азербайджан выдвинул условие жителям Ниджа: или меняете фамилии с окончанием на «ян», или покидаете республику. Например, тот же самый Данакари, ныне мечтающий о том, чтобы «служба в Гандзасарском храме проводилась на «албанском» языке», некогда писался Данакян.

– Роберт Мобили считает, что генерал М. Силиков «однозначно представитель нашего этноса, а не национальный герой армянского народа». Он, кстати, признает, что впервые слышит имя Саркиса Кукуняна. Как Вы это прокомментируете?

– Скажу, что у Мобили ущербное мышление и крайне ограниченный интеллект. Никто и не отрицает, что прославленный генерал Силиков – этнический удин. Только я не понимаю, как это может мешать ему быть национальным героем армянского народа? Силиков – командовал армянским войском во время знаменитой битвы при Сардарапате, когда турецкие интервенты были наголову разбиты и отброшены от подступов к Еревану. Отдавая дань памяти генерала, скажу, что эта победа стала выдающимся подспорьем в возрождении суверенной Армении. Интересно, что свое обращение к армянскому народу, сделанное накануне Сардарапатского сражения, он подписал как Силикян. Как говорит мой друг из Тбилиси: «Силиков – удин по национальности, но расстрелял бы любого, кто посмел усомниться в его армянстве». Так что Мобили в некотором смысле повезло, что в 1937 году генерал Силиков был репрессирован.  Армянский народ свято чтит память генерала, и воздвиг на месте его расстрела величественный мемориал.

– А Саркис Кукунян?

– Мобили знает столько, сколько позволяет должность председателя «Албано-Удинской христианской общины» Азербайджанской республики.

Кстати, об «Албано-Удинской христианской общине». Ее председатель утверждает, что это – «пятитысячная удинская христианская община Азербайджана». Так ли это на самом деле?

Конечно, нет. Но, чтобы быть до конца объективными, давайте свяжемся с Аркадием Владимировичем и послушаем его мнение на этот счет. Он человек более компетентный, чем я.

Аркадий Владимирович. Норвежская гуманитарная миссия – не Азербайджан! – отреставрировала две наши церкви: в селе Киш и в самом Нидже. Знаменитая церковь в Кише (по некоторым сведениям, она была построена в первом веке нашей эры), никем не посещается. Более того, во всех азербайджанских туристских справочниках она указана как «древнеазербайджанская». Что касается церкви Чотари в самом Нидже, то в 2006 году было ее открытие. Я прошу не путать открытие с освящением, так как право на проведение этого таинства дано только высшим иерархам церкви. В случае с Чотари право на освящение принадлежит епископам Армянской Апостольской Церкви или католикосу Всех Армян. А пока люди ходят туда, зажигают свечки, но службы в Чотари не ведется. Так что все это – лишь витрина.

Истина состоит в том, что с самого начала своего появления на нашей Родине турки уничтожали наши церкви, убивали священников. Есть известное письмо удин к русскому царю Петру I. Азербайджанцы часто вспоминают о нем, но цитируют только одну фразу: «Мы агванцы, и по нации утийцы». Цитируя эту фразу, азербайджанцы стараются оторвать удин от армян. Между тем, наши предки писали российскому самодержцу: ««Сперва турки сожгли наши церкви и заставили священников отречься, а некоторых из них убили, и увели в плен женщин с детьми…, монастыри и пустыни разорили и разрушили, превратив их в безлюдные места. Мы в отчаянии, мы не живые и не мертвые. Наши предки построили для нас небольшую церковь.., теперь нечестивые сожгли ее и насильно заставляют отречься от нашей веры, но мы тайно придерживаемся ее. Как большие, так и малые силой меча превращены в турок. Из-за страха мы не можем написать подробнее об этом: о нашем тяжелом положении (вы) все узнаете от приехавшего к вам священника…» Вот что дало нам нашествие турок.

Трагической истиной является то, что это письмо написали старосты восьми удинских деревень: Нидж, Тосик, Мыхлуковаг, Сеид-Тала, Солтан-Нуха, Бум, Джоурлу, Мирзабейли. Сегодня из всех этих населенных пунктов удинское самосознание присутствует лишь в Нидже, усиленно заселяемом турками. Достаточно сказать, что сегодня в Нидже функционируют две азербайджанские школы, в которых запрещено само слово «удин». Есть еще три школы, в них обучение проводится на русском языке. Считается, что в первом и втором классах русских школ Ниджа проводится по одному уроку удинского языка в неделю. Но, во-первых, этого нет, и, во-вторых, один урок в неделю и только в первом и втором классах! Это и есть азербайджанская витрина, за которой черная зияющая пустота. В стремлении обмануть мировое сообщество, нас, удин, превращают в витринный народ, а отдельные наши блюдолизы помогают туркам в этом грязном деле.

Наши перевертыши, в том числе Роберт Багратович,  прекрасно знают, что села Киш, Вандам, Варданлы, Арманат, Вандам, Орован, Мухас, Кохмук, Бидеиз, Курмух, Зейзит, Киш, Солтан – Нуха и десятки других еще до недавнего времени были удинскими, знают, что большинство населения этих сел были вырезаны в 1918 и затем, повторно, в 1920 годах турецкой армией и азербайджанскими бандитами. Знают, и молчат.

Какое отношение имеет к пришлым кочевым огузским племенам наш Варташен, что его переименовали в Огуз?! И как у Мобили поворачивается язык называть наш город Огузом?! Прошу не убирать эти слова из текста. Роберт, мне несколько раз доводилось пожимать твою руку. Мне тогда казалось, да ты и сам это говорил, что ты желаешь добра нашему народу, возрождения нашей культуры. Ты лгал, Роберт, ты – подлый Иуда, предавший нашу Церковь и наш народ. И запомни: хлеб, приобретенный ценой предательства, не пойдет впрок ни тебе, ни твоим детям и внукам.

Левон Грантович, последний вопрос: корреспондент, берущий интервью у Р.Мобили, пишет об оказавшемся у нас в плену удине. Но Аркадий Владимирович мне такое не рассказывал.

Совершенно верно. Он вспоминал только о своем родственнике, воевавшем в рядах Армии обороны Республики Арцах. Ао пленном удине рассказывал я, два с лишним года тому назад. Не обижайся на азербайджанских пропагандистов. Это ущербные люди. Они штудируют все, что написано в Восканапате, а потом, вследствие умственной ограниченности, путаются между нашей правдой и собственным вымыслом.

Понятно. Спасибо.

Севак МОКАЦИ
Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում