Иран не собирается уступать свои позиции в Карабахе

Иран не собирается уступать свои позиции в Карабахе

Недавно руководители религиозных конфессий Азербайджана во главе с главой Управления мусульман Кавказа шейхом уль-ислам Аллахшукюром Пашазаде совершили двухдневный визит в Шуши. По информации СМИ, в рамках поездки духовные лидеры посетили ряд религиозных и культурных памятников города, в том числе и мечеть Юхары Говхарага, где совершили утренний намаз и прочитали молитвы.

Это дежурное событие вызвало бурное негодование в соцсетях и гневную реакцию азербайджанцев. Дело в том, что намаз правил духовник иранского происхождения ходжат-аль-ислам валь-муслимин Сейед Али Акбар Оджаг Ниджат и стоял он перед А.Пашазаде. Азербайджанцы негодуют и требуют объяснения: почему в “азербайджанской мечети на территории Азербайджана” иранскому священнослужителю позволили вести намаз? Более того, азербайджанские СМИ даже не упомянули О.Ниджата в ряду священнослужителей, посетивших Шуши. На ситуацию пролило свет фото с места события. Следует отметить, что О.Ниджат с 1996 года занимает пост советника по культуре ИРИ в Баку. У него близкие, доверительные отношения с верховным лидером Ирана, и он был назначен его представителем в Азербайджане.

О.Ниджат родом из провинции Ардебиль, расположенной на севере Ирана. Это те самые северные провинции Ирана, которые находятся в орбите экспансионистских амбиций официального Баку. И тотальное замалчивание учaстия иранского духовника в поездке отражает политику отрицания иранского фактора азербайджанских властей.

Дело в том, что, имея большой опыт узурпации исторического и культурного наследия соседей, Азербайджан теперь еще и выставляет шушинскую персидскую мечеть “своей”, азербайджанской, что неоднократно вызывало недовольство иранской стороны. Очевидно, иранский священник, взяв в свои руки церемонию утреннего намаза и оттеснив Пашазаде, подал четкий сигнал правительству Азербайджана относительно принадлежности мечети и ее духовного начала, а также внятно пояснил, что вывести Иран из религиозной жизни региона невозможно. Уступать свое наследие и позиции в Карабахе Иран не собирается.

В АЗЕРБАЙДЖАНЕ ШИИТСКИЕ ВЕРУЮЩИЕ ПОСТОЯННО подвергаются унизительным репрессиям со стороны властей, вплоть до применения насилия, арестов, преследований священнослужителей. Запрещается проведение шиитских обрядов, что всегда удостаивается жесткой оценки Ирана и становится предметом обсуждений между двумя странами, исповедующими шиизм. Сопоставляя вышеизложенные факты, можно сделать вывод, что уверенная позиция О.Ниджата – напоминание властям Азербайджана, что в религиозных вопросах Иран будет реагировать должным образом.

Следует также отметить, что для иранских властей укрепление собственных позиций в регионе – первоочередная повестка и они с этой целью будут использовать любой, даже незначительный повод. Иран сейчас активно старается не упустить шанс хоть как-то закрепиться на оккупированных Азербайджаном территориях Нагорного Карабаха – будь то посредством вложений в энергические проекты или в сельское хозяйство. А иранские контейнеры, по информации азербайджанских СМИ, продолжают доставлять грузы в Арцах, что периодически становится темой для нападок азерпропа.

Понятное дело, Иран учитывает фактор Израиля и многочисленные совместные военные проекты Баку и Тель-Авива. В послевоенный период независимые источники неоднократно утверждали, что на оккупированных южных рубежах Нагорного Карабаха Израиль стремится обеспечить свое военное присутствие, что, естественно, является большой угрозой безопасности северных границ Ирана. И на этом фоне бездействие Ирана может столкнуть его с масштабными вызовами, чреватыми весьма неприятными последствиями. Религиозное давление на Азербайджан может стать одним из основных политических инструментов в руках Ирана.

Владимир МАНУКЯН
Голос Армении

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում