На смерть негациониста

На смерть негациониста

19 мая 2018 года в доме престарелых в Вурхизе (штат Нью-Джерси) на 102 году жизни почил в бозе один из главных «академических» отрицателей Геноцида армян — профессор Принстонского университета Бернард Льюис.

Льюис утверждал, что массовые убийств армян в ходе Геноцида являются следствием… борьбы двух националистических движений. Он уверял, что доказательств намерений османского правительства уничтожить армянский народ не существует. Эти взгляды побудили ряд известных ученых обвинить Льюиса в отрицании Геноцида и привели к успешному гражданскому иску против него во французском суде.

Любопытно, что в первых изданиях своей работы «Возникновение современной Турции» (1961 и 1968 гг.) Льюис называл Геноцид «ужасным холокостом 1915 года, когда погибло полтора миллиона армян».

В более поздних изданиях Льюис изъял из данной работы «компромат», изменив сам текст на «ужасная резня 1915 года, когда, по оценкам, погибло более миллиона армян, а также неустановленное число турок». Теперь, в «исправленных» изданиях, он утверждал, что человеческие жертвы явились следствием территориального конфликта между двумя соперничающими националистическими движениями.

Данные изменения в тексте его работы, а также подписание им петиции против резолюции Конгресса США с признанием Геноцида армян, стали ярким подтверждением корыстного перехода Льюиса в лагерь исторических ревизионистов и наймитов турецкой машины фальсификаций.

В ноябре 1993 года в интервью французской Le Monde Льюис охарактеризовал Геноцид как «армянскую версию истории». В последующей полемике, развернувшейся на страницах все той же Le Monde, Льюис писал, что, хотя «ужасные зверства действительно имели место, отсутствуют серьезные доказательства решения и планов османского правительства, направленных на уничтожение армянского народа».

После этого ревизионист был привлечен во Франции к гражданскому судопроизводству как отрицатель Геноцида и с треском проиграл процесс. Ссылаясь на обе статьи Льюиса, французский суд заявил, что он «не исполнил своего долга с точки зрения объективности и осторожности, высказываясь на такую чувствительную тему», как Геноцид армян, и приговорил негациониста к выплате символического штрафа в размере одного франка в качестве моральной компенсации.

Ради справедливости и в качестве примера переменчивости западной Фемиды, отметим, что три других судебных дела против Бернарда Льюиса в парижском суде (один был подан Армянским национальным комитетом Франции, и еще два инициированы французским писателем и юристом Жаком Тремойе де Вийером) оказались проигранными.

Ревизионистские взгляды Льюиса на Геноцид армян были подвергнуты жесткой критике со стороны целого ряда крупных историков и интеллектуалов, в числе которых Ален Финкелькраут, Ив Тернон, Ричард Ованнисян, Роберт Мелсон и Пьер Видал-Наке.

Сам Льюис аргументировал свою негационистскую позицию тем, что «понятие «геноцид» — это запланированное уничтожение религиозной и этнической группы, однако, насколько мне известно, в случае с армянами никаких доказательств этого нет. (…) Нет доказательств принятия решения о резне. И, напротив, имеются веские свидетельства попыток предотвратить ее, которые оказались не слишком успешными. Да, произошли массовые убийства большого числа людей, их точное число неизвестно, вполне вероятной может быть цифра в миллион человек… Но вопрос заключается не в том, имели место массовые убийства, или нет, а скорее, в том, стали ли эти массовые убийства следствием запланированного решения турецкого правительства? Так вот, никаких доказательств подобного решения нет».

Кроме того, Льюис считал проведение параллелей между Геноцидом армян и Холокостом евреев «довольно абсурдным». В интервью израильской газете «Гаарец» он заявлял:

«У отрицателей Холокоста есть цель — продлить жизнь нацизму и вернуться к нацистскому законодательству. Никто не собирается возвращать младотурок, и никто не стремится возвращаться к законам Османской империи. Чего же хотят армяне? Армяне в обоих случаях хотят извлечь выгоду. С одной стороны, они с гордостью говорят о своей борьбе против османского деспотизма, а с другой — сравнивают свою трагедию с еврейским Холокостом. Я этого не принимаю. Я не говорю, что армяне не понесли ужасных страданий. Но я нахожу достаточно поводов для того, чтобы сдерживать их попытки использовать армянскую резню для преуменьшения значения еврейского Холокоста, а относиться к ней как к этническому конфликту».

За свои негационистские старания Льюису были пожалованы турецкий орден заслуг и звание лауреата Ататюркской международной премии мира. Он также являлся почетным членом Института турецких исследований за «долгое и преданное служение» данной теме.

Такие авторитетные исследователи, как Стивен Сунс, Израэль Чарни, Дэвид Брюс Макдональд и другие открыто называли Льюиса отрицателем Геноцида армян. Ровно также характеризовал ревизиониста и Армянский национальный комитет Америки. По мнению израильского историка, специалиста по геноцидам, профессора Яира Орона, «фигура Льюиса обеспечивала высокое прикрытие турецкой пропаганде в деле фальсифицирования академических исследований по теме Геноцида армян». Директор иерусалимского Института Холокоста и геноцида Израэль Чарни писал: «Судя по всему, научная концепция Льюиса состоит в том, что армяне представляли угрозу для турок в качестве мятежной силы, которая, наряду с русскими, угрожала Османской империи. Он настаивает на том, что осуществлялась лишь политика депортаций, практически не скрывая того факта, что организованные депортации как раз и представляют собой систематические массовые убийства». Чарни сравнивал логические схемы, используемые Льюисом в его отрицании геноцида, с теми, которые использовал Эрнст Нольте при отрицании Холокоста.

Когда в ноябре 2006 года Льюис получил Национальную гуманитарную медаль из рук тогдашнего президента США Джорджа Буша, Армянский национальный комитет Америки выступил с заявлением, в котором, в частности, содержались такие строки: «Решение президента наградить работу известного отрицателя геноцида — академического наемника, чьи политически мотивированные усилия по сокрытию истины противоречит принципам, которые подразумевает данная награда, — представляет собой настоящее предательство общественного доверия».

Льюис выступал за более тесные связи Запада с Израилем и Турцией, упел отметиться на поприще антисоветской пропаганды. Позднее оправдывал американское вторжение в Ирак, изощрялся в нападках на Иран, тиражируя тезисы о его пресловутой ядерной угрозе, носился с антиисламскими лозунгами. Да так, что американский историк Джоэл Бейнин назвал его «возможно, самым представительным и начитанным сионистским адвокатом в североамериканском академическом сообществе по изучению Ближнего Востока».

Есть такое выражение: «О мертвых либо хорошо, либо ничего». На самом деле полностью изречение древнегреческого политика и поэта Хилона из Спарты звучит так: «О мертвых либо хорошо, либо ничего… кроме правды». Так вот, о Льюисе и таких, как он — именно так — ничего, кроме правды.

Уверен, там, куда он попал, ему сейчас очень-очень жарко…

ПАНДУХТ

Հետևեք մեզ նաև Telegram-ում